С Владимиром Николаевичем Патрушевым, непревзойденным лидером учителей физики Кировской области в течение нескольких десятилетий, творческое сотрудничество дало уникальные качественные результаты. Во-первых, издана серия краеведческих книг: «Вятская научная школа методистов-физиков» (1997), «Практика обучения как творчество» (1998) об учителях физики, «Познание жизни и науки: О творчестве профессора В.Г. Разумовского» (1999). Во-вторых, три раза переиздавалась книга «Механика жидкостей и газов: Модели уроков» (соавтор Л.А. Рябова, редактор Ю.А. Сауров). В-третьих, сомыслие нашло выражение в ряде публикаций, в том числе интервью. Ниже – одно из них.

Уроки без перемены

 

Директора средней школы № 16 г. Кирова, заслуженного учителя школы РСФСР В.Н. Патрушева знает каждый учитель-физик области. Одних он учил в педагогическом институте – много лет Владимир Николаевич преподает спецкурс на физическом факультете и является председателем Государственной экзаменационной комиссии. С другими занимался в областном институте усовершенствования учителей, где читает лекции и ведёт практические занятия. Со многими встречается на конференциях, заседаниях методических объединений, открытых уроках – он бессменный председатель методического объединения учителей физики областного центра. И главное, – вот уже более 30 лет он плодотворно учит школьников.

В трудовой книжке В.Н. Патрушева всего две записи: «16 августа 1953 года. Принят преподавателем физики в 6-10 классы средней школы № 16 г. Кирова. 23 августа 1965 г. Назначен директором средней школы № 16 г. Кирова».

В пединститут я попал, по сути дела, случайно, – рассказывает В. Н. Патрушев. Собирался стать горным инженером, послал документы в Московский горный институт. Пришла телеграмма о зачислении (медалистов принимали без экзаменов, но без предоставления общежития). Время было трудное. Родители помогать мне не могли. Как жить без общежития? Моя тётя, заведующая Немским роно, посоветовала: поступай в наш педагогический. Вместе с ней приехали в Киров. И вновь проблема: куда поступать – на физику или на литературу? Литературу любил с детства, в школе пел, читал стихи, выступал на сцене. До сего времени благодарен тёте, она посоветовала: литературу можешь самостоятельно изучить, но физику самостоятельно не изучишь. Так я стал студентом.

А впервые удовлетворение от работы педагогом почувствовал на третьем курсе, когда стал преподавать физику в вечерней школе № 7. Физика и дети наградили меня свежестью чувств, любовью. Начала учебного года всегда жду. Школа – это необычный мир, мир, в котором всегда молод.

Ю.А.: Как содержательно организовать профориентационную работу на уроках физики? Как связать её с воспитанием любви к родному краю? – вопросы, которые волновали и продолжают волновать Патрушева. Постепенно по крупицам создается целая система краеведческой работы…

В.Н.: Краеведением меня заставили заниматься сами ученики. Учебник я знал хорошо, но вот связи материала с конкретной окружающей жизнью не видел.

Помню, один ученик задал вопрос о снегоочистителе, выпускаемом Кировским машстройзаводом имени 1 Мая. Я не смог ответить и пообещал, что к следующему уроку найду ответ. Начал подбирать местный материал для использования на уроках физики.

На уроках использую найденное. Например, при изучении конденсаторов обязательно говорю о том, что конденсаторную бумагу ещё недавно завозили из-за границы, а сейчас её успешно изготавливает в нашей области мурыгинская бумажная фабрика «Красный курсант»…

Передовой учитель… Кто он? Тот, кто живет перспективой, мыслит по-государственному. Более десяти лет тому назад В.Н. Патрушев призывал: «промышленные предприятия нашей области должны помочь школам создать базу для трудового обучения старшеклассников, принять активное участие в трудовом воспитании и профориентации их». Сам он потратил много сил и времени для установления связи школа – рабочий коллектив. И разве не вклад в обучения физике – более 30 рационализаторских предложений учащихся? Разве не прямая помощь народному хозяйству – подготовка школьников по токарному, слесарному, столярному делу?
Очень многое дает ребятам 16-й школы связь с заводом «Физприбор». Завод шествует над школой почти 30 лет, а в 1964 году создан учебно-производственный цех – структурная единица завода. Все учащиеся с 4 класса работают здесь. За эти годы только для нужд школы изготовлены сотни приборов, отремонтировано много мебели.

Ю.А.: Владимир Николаевич, много сейчас говорят о завышении оценок в современной школе. Как Вы относитесь к этому?

В.Н.: Проблема оценки – трудная. Нелегко оценивать работу ученика, вовремя оценить. Было время, когда я двоек ставил много. И сейчас, конечно, ставлю. Но не всегда «неответ» означает отрицательную оценку. Часто ставлю в своей тетради просто точку. Ученик знает, что на следующем уроке в какой-либо форме этот материал проверю. И он готовится. И вот главное – точнее организовать контроль. Одного спрошу по ходу урока при повторении, другого попрошу написать ответ на доске, третий решает письменно задачу… И здесь не должно быть отступлений: получил точку, значит будешь обязательно спрошен, обязательно будет выставлена оценка.

К большому сожалению, работу учителя, да и школы в целом зачастую оценивают формально, по проценту успеваемости. Конечно, показатель чёткий, выражается конкретной цифрой. Казалось бы, просто: если нет неуспевающих, то ты хороший учитель. Но, с другой стороны, также просто и понятно, что требовательный и знающий учитель может иметь неуспевающих.

Ю.А.: Какие из проблем современной школы Вас волнуют больше других?

В.Н.: Очень много трудностей в подготовке хорошего учителя. Ни для кого не секрет: попадаются у нас ещё учителя, не способные переживать с учениками их успехи и неудачи. Больше всего они как раз и склонны к формализму: не знаешь материал, вот тебе – двойка. До причин, до истоков незнания не идут. Этому нередко помогает излишняя «заорганизованность» школьной жизни. В суете многих дел помочь бывает просто некогда.

Многое в личности В.Н. Патрушева раскрывается через общественную работу. Учитель, директор, общественник – все это увязано в один узел неразделимо.

И ещё об одном нужно непременно сказать. В кабине директора средней школы № 16 привлекают внимание поделки из дерева и кости. Вот подставка для настольной лампы, шариковые ручки из дерева, вот замысловатая бабочка из кости. Всё это сделано руками Владимира Николаевича. «И когда только успевает…» – пробегает мысль. Кажется, есть какой-то секрет, какая-то тайна в распределении времени у Владимира Николаевича.

Ю.А.: Не мешает ли все это основному делу? Стоит ли тратить время на увлечения, такие далекие от работы учителя физики?

В.Н.: Не могу отдыхать иначе. Смена деятельности – это для меня отдых. Да и только кажется, что это не имеет отношения к моей работе.
Участие в спортивной эстафете наравне с учениками подтягивает команду, является в определенной мере фактом пропаганды. Для педагога нет окончания урока. Пока он с детьми, пока он в школе, он учит своим поведением, своими поступками. Поэтому я рад, мне жизнь подарила так много увлечений.