Школа – вечный мой собеседник

 

Вот уже третий раз со своим научный руководителем, академиком РАО Василием Григорьевичем Разумовским, я еду в Татауровскую среднюю школу Нолинского района. После окончания нашего пединститута он три года (1952-1955) работал здесь учителем физики, и считает то время «удивительно плодотворным, счастливым, хотя и трудным».

Еду в машине и размышляю про себя: почему у людей обычно доброе отношение к школе? Почему нас влечёт в свою школу? Что ведёт, тянет В.Г. Разумовского от московской жизни, дел, событий в Татаурово, в молодость?

К школе нельзя относиться как к неодушевленному объекту. Школа – живое существо или, как сейчас говорят, субъект. Конечно, носителями Духа школы, прежде всего, являются любимые учителя, обычно это ориентиры-знаки на всю жизнь. По ним «сверяешь часы», поступки… Школа – это и мы сами, т.е., далёкие, отчасти непонятные сейчас, и сегодняшние. Это наш исток, наравне с семьёй.

У школы, как у живого существа, должна быть и есть память. Не просто история зданий, людей, событий, но память. Это факты жизни школы, востребованные и включённые в сегодняшние процессы, в действия и чувства школьников, учителей, родителей, выпускников…

Татауровская средняя школа основана 160 лет назад, и 8 ноября отмечался её юбилей. В 1843 году в Вятской губернии было открыто 49 церковно-приходских школ, которые были размещены бесплатно в казённых домах, в том числе одна – в селе Татаурово. Трудно представить то время. Но люди жили, хотя, надо думать, нелегко, растили детей… И раз открывали школы, то, значит, думали о будущем. Уже тогда в Татуровском приходском училище обучалось 60 мальчиков.

Как важно, что школа, прежде всего, в лице учителей Н.И. Носковой и В.В. Чайниковой, завуча Н.П. Подшиваловой, стремиться осознать свой путь, определить свои истоки, успехи, промахи… Юбилей – это активизация памяти.

Школа в главном – это процессы обучения и воспитания и их результаты. Значимым здесь является творение мира и самого себя. Так, учитель физики В.Г. Разумовский когда-то активно, страстно, успешно начинал в школе трудовую деятельность. И нашёл, увидел, подхватил тягу обычных школьников к творчеству, к познанию мира. Каким событием для школьников и жителей села был тогда построенный своими руками ветрогенератор! И оказалось, что такое видение дела школы – навсегда, оно стало стержнем творческой жизни сначала учителя, потом – учёного-педагога, вице-президента АПН СССР, сейчас – академика РАО. Как говорится: ищите и найдёте… Дерзайте, творите в любых условиях – мой призыв к учителям. Другого для успеха не дано. Понимаю, что у каждого здесь своя стезя. Главное, жить и страдать делом. Не случайно директор Татауровской средней школы Николай Павлович Никитин в деталях рассказывает о школьных делах, о подготовке юбилея, об известных выпускниках школы – писателях М.А. Ардышеве, А.Д. Блинове, В.Е. Субботине… Его гордость – готовность школы к празднику. Организация дела – его творчество.

Школа не может жить без среды, без людей, без взаимодействия с другими школами, организациями. И надо быть смелее, целеустремлённее в построении своего собственного образовательного пространства. Оно может быть ограничено своей деревней, но может выйти и за пределы страны. Это реально, современно, перспективно.

Вот и пример. 8 ноября в 10 часов на встрече с учениками школы В.Г. Разумовский, после вступительного слова, от имени Минобразования РФ и РАО поздравил коллектив школы с юбилеем, отличникам вручил почётные грамоты за подписью президента РАО. По-видимому, это уникальный случай в Кировской области. И в этом не только заслуга отличников, но и учителей, которые вели своих воспитанников и нашли аргументы для такой оценки их труда. Задумаемся: а ведь могло ничего и не быть… Не случайно говорят: под лежачий камень вода не течёт.

Как важно, что в достаточно обычной сельской школе – интеллигентная атмосфера, удивительно тёплая, не формальная. Самые разные люди говорят с импровизированной сцены в коридоре школы просто и искренне, в прямом смысле высоко духовно, с оттенком гордости и самоуважения за прожитые годы, за свой вклад в историю своей малой родины. Наверное, это и есть главное достижение школы за многие годы. Постепенно с годами лица сельских ребятишек становятся более одухотворёнными – явное влияние школы, общения взрослых и детей, в целом действия культуры. Но по селу видно, что бытие ещё как определяет сознание. Пока среда вокруг школы развивается вяло, активная молодёжь уезжает. И школе явно от этого плохо.

Будущее надо строить сейчас. Будущее – это сегодняшнее действие, это мечта-проект, это единая воля и цель. Смелее стройте события. Вот и праздник – это процессы образования... Заметно, что в школе лица всех приглашённых – и доярки, и рабочего, и врача, и бизнесмена – светлеют. И понимаешь: это не просто школа их детей, это истоки их духовной, истинно человеческой жизни. Они осознают значение школы для своей судьбы, и как на экзамене повторяют это чувство в стенах школы. До сих пор в кабинетах живут их мечты, там формировалось будущее...

И я поклонюсь учителям Татауровской средней школы, а в их лице и многим другим учителям, за их доброе отношение к истории своего дела, а значит – и к своему делу и к будущему. Это верная, мудрая позиция.

 

P.S. Когда версталась газета, из Москвы по электронной почте пришло письмо В.Г. Разумовского. Вот его мысли и оценки.

«Юбилей Татауровской средней школы был настоящим праздником просвещения, культуры, гордого самосознания людей. Как приятно, что на юбилей приехали воспитанники, выпускники школы разных времён. В их взволнованных выступлениях была представлена замечательная история сельской школы, школы благородных традиций, стремления к образованию и культуре, школы уважения к личности каждого школьника и к истории своего народа, школы воспитания любви к своим родителям, к учителям, к своей школе, к Отечеству.

Гостей радушно приветствовали все учителя школы. Это, в основном, молодёжный состав, заражающий энергией и творческим энтузиазмом. Многие учителя родились в Татаурове и окрестных деревнях, окончили школу, а затем Вятский педагогический университет и вернулись работать в родную школу. К ним относятся душа коллектива, завуч школы Надежда Павловна Подшивалова и умелый организатор всей работы, директор школы Николай Павлович Никитин. Культурному облику учителей школы, деликатной сдержанности и такту в общении с гостями, в отношениях друг с другом и с учащимися могли бы позавидовать многие городские школы.

Уезжаешь из Татаурова с тёплым чувством благодарности к тем людям, которые 160 лет назад в далёком селе зажгли факел духовности, культуры и знания. Этот факел никогда не угасал и во все времена согревал людей, даря им веру, любовь и надежду».