Профессор А. В. Усова: методологический портрет

 

Личность учёного-методиста проявляется в его стиле деятельности, в общественно, социально значимых знаниях и умениях. А отсюда – и в результатах работы. Методологический портрет – теоретическое видение, обобщение, а факты в нашем случае «на слуху», известны, публичны…

Академик РАО, профессор Антонина Васильевна Усова – историческая личность в дидактике физики и педагогике. Для меня удовольствие утверждать, что по активности, глубине и чистоте видения научных проблем, результатам научных исследований Антонина Васильевна остаётся вне конкуренции. Ниже в библиографическом списке специально приведены основные работы, которые вышли в свет уже в XXI веке. Попробуйте сделать так же! Какая широта тем этих работ! А сколько всего было публикаций (более 500) до этого! Очевидно, что граней у любого человека много, но у учёного они выделяются под углом зрения смыслов его научной деятельности.

Итак, первая грань деятельности А. В. Усовой – подвижник образования. Она живёт в этом мире, пишет о нём, изменяет его. Это по обычному счёту – судьба, по большому счёту – миссия.

Антонина Васильевна – не кабинетный учёный. Она смело конструирует учебный процесс, участвуя в различных педагогических экспериментах. Лично меня покоряют её учительские корни и её отношение к учителям – уважительное, заинтересованное, живое.

Вторая грань деятельности – организатор научной работы студентов, учителей, аспирантов, докторантов, преподавателей вузов.

Антонина Васильевна предлагает блестящие темы для кандидатских и докторских диссертаций, что в последнем случае даёт возможность соискателям разработать целое научное направление в дидактике физики. Антонина Васильевна ревнива в научной работе, но она увидела «искру божью» во многих молодых исследователях и поддержала их. Это дорого стоит. Не случайны и успехи: руководство сотней кандидатский и двадцатью докторских диссертаций. Кто ещё в дидактике физики имеет такой результат?! Приведём примеры тем исследований, которые актуальны, с нашей точки зрения, и сейчас: «Теоретико-методические основы диагностики и прогнозирования процесса обучения будущего учителя физики в педвузе» (В. И. Тесленко, 1996), «Проблемы взаимосвязи содержательной и процессуальной сторон обучения при изучении фундаментальных физических теорий в школе» (И. С. Карасова, 1997), «Теоретико-методические основы построения интегративных курсов в школьном естественно-научном образовании» (О. А. Яворук, 2000) и др.

Ключевым в деятельности А. В. Усовой, с нашей точки зрения, является организация коммуникации. На неё, как на стержень, нанизываются понимание, мышление, рефлексия, живая активность. Конечно, это требует воли в выстраивании отношений в организации всех видов деятельности, в управлении той или иной деятельностью учеников и коллег. Антонина Васильевна это может.

Не случайно Челябинск – признанный центр исследований по методике обучения физике, а научная школа Усовой ни в чём не уступает школам Москвы и Санкт-Петербурга.

Третья грань творчества А.В. Усовой – она конкретный практик, методист и педагог от проблем реальности. Нет числа прочитанным лекциям, трудно определить число практико-ориентированных статей, книг. Для учителей и студентов она пишет выверено просто, чисто, без новомодных кульбитов. Вот пример дальновидной позиции. В условиях обилия учебников и методик-однодневок Антонина Васильевна занимает принципиальную, а с нашей точки зрения, и государственную позицию. Она в предисловии методики пишет: «Автор данного издания ставит перед собой задачу создания такой методики, которая не была бы «привязана» к конкретному учебнику…» [13, с. 3-4]. И такая позиция продуктивна.

Антонина Васильевна удивительно остра на восприятие новых простых эффективных методических решений. При этом она движитель других, не боится тратить силы и время на аспирантов, соискателей, учителей…

Четвёртая грань А. В. Усовой – это страстный, глубокий исследователь, первопроходец по ряду научных направлений.

Во-первых, много сил Антонина Васильевна потратила, чтобы построить и распространить довольно точный и удобный инструментарий измерений – поэлементный и пооперационный анализ. Мало и сейчас мы уделяем внимания развитию инструментов методических исследований, а за этим будущее дидактики физики. Может быть, и не случайно стало много «словоблудных, словесных» диссертаций…

Во-вторых, фундаментальным вкладом является ряд работ по проблеме формирования научных понятий. Опорой в этой работе была докторская диссертация А. В. Усовой «Влияние системы самостоятельных работ на формирование у учащихся научных понятий (на материале физики первой ступени)» (1969). В методике физики, конечно, были и есть диссертационные исследования по формированию научных понятий, но всё же обычно методика остаётся неэффективной, плохо внедряется. А Антонина Васильевна более тридцати лет строит и строит десятки крупных работ, от монографий до пособий, в которых по принципу «от абстрактного к конкретному» развёрнута методическая система формирования понятий [14]. Такого постоянства и верности этой теме ни у кого у методистов нет. Во многие нормативные документы (программу по физике и др.) вошли обобщённые планы изучения закона, явления и др. А они построены от формирования системы понятий. Существенным достижением профессора А. В. Усовой является организация по этой фундаментальной теме Всероссийских конференций «Методология и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов» (12 конференций!).

В-третьих, А. В. Усова со своими учениками уже довольно давно разнопланово исследовала проблему перегрузки школьников учебным материалом. Но проблема из-за не системного отношения к учебному процессу организаторов образования жива и сейчас.

В-четвёртых, А. В. Усова – талантливый конструктор многих частных и общих методических решений. Революционным, например, для сегодняшнего довольно унылого обеспечения учебного процесса физическим экспериментом выглядит планирование темы «Электромагнитная индукция» в 9 классе с четырьмя лабораторными работами из 12 уроков: 1. Сборка электромагнита и его испытание. 2. Изучение работы электродвигателя постоянного тока. 3. Изучение явления электромагнитной индукции. 4. Изучение работы трансформатора. И в этом проявляются как лучшие классические традиции обучения физике, так и современные глубокие представления о самом процессе усвоения физических знаний. И тут ни убавить, и ни прибавить. Просто молодым исследователям надо брать пример.

А. В. Усова – патриот, и это седьмая, великая, грань её таланта. Без этого нет эффективного служения делу народного (именно народного!) образования. В смутное время она ни словом, ни делом не предала великих предшественников, продолжает опираться на труды К. Маркса, Н. Крупской по вопросам методологии и воспитания. И это дорогого стоит.

Верность – не абстрактная категория. С 1 января 1951 года Антонина Васильевна работает в одном институте. Очевидно, что это взаимная любовь в итоге совместной деятельности. А как она пишет о своей родной школе в Лаишеве, что недалеко от Казани!

Антонина Васильевна – жёсткий боец, когда речь заходить о принципах построения её родного физического, шире – естественнонаучного образования. Она не боится выступить «против»…

Заключение. Я – рефлексирующий наблюдатель конкретной практики Антонины Васильевны, но и внимательный читатель её работ. Я мысленно спорю, читая работы из Челябинска, но и бережно храню их, периодически перечитывая. Когда в уме просматриваю в целом её деятельность, удивляюсь целеустремлённости, мудрости, точности действий. История мелочи убирает, оставляет главное. И дай бог профессору А. В. Усовой добрых дел и добрых людей!

В мае 2007 года вдвоём из методистов-физиков мы с Антониной Васильевной оказались на международных Лихачёвских чтениях в Санкт-Петербурге. Осмысливая её научное выступление, наблюдая её активность в общении и обсуждении проблем, я позавидовал чёткой позиции деятеля государственного масштаба. Для меня очевидно: профессор Антонина Васильевна Усова как всегда готова на мысль и на действие. Причём как рядовой боец педагогического фронта и как генерал…

Литература

1. Школа Усовой. – Челябинск, 2006. – 68 с.
2. Усова А. В. Проблемы теории и практики обучения в современной школе. – Челябинск, 2000. – 221 с.
3. Усова А. В. Задачи и задания, требующие комплексного применения знаний по физике, химии и биологии. – Челябинск, 2000.
4. Усова А. В. Теория и методика обучения физике. Общие вопросы. Курс лекций. – Санкт-Петербург, 2002. – 157 с.
5. Усова А. В., Беликов В. А. Учитесь самостоятельно приобретать знания. – М.: Педагогика, 2003.
6. Усова А. В. Краткий курс истории физики. – М.: Педагогика, 2003. – 186 с.
7. Усова А. В. Теория и практика развивающего обучения. Курс лекций. – М.: Педагогика, 2004. – 128 с.
8. Усова А.В. Методология научных исследований: Курс лекций. – Челябинск: ЧГПУ, 2004. – 130 с.
9. Усова А. В. Критерии качества знаний учащихся, пути его повышения. – Челябинск, 2004. – 53 с.
10. Усова А. В. Новая концепция естественнонаучного образования и педагогические условия её реализации. – Челябинск, 2005. – 48 с.
11. Усова А. В., Даммер М. Д. и др. Интегративные формы учебных занятий в системе развивающего обучения. – Челябинск, 2005. – 182 с.
12. Усова А.В. Теория и методика обучения физике в средней школе. – М.: Высш. шк., 2005. – 302 с.
13. Усова А. В. Теория и методика обучения физике в основной школе. Часть вторая. Частные вопросы. – Ульяновск, 2006. – 288 с.
14. Усова А. В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. 2-е изд. – М.: Изд-во Университета РАО, 2007. – 309 с.
15. Усова А. В. Проверка и пути повышения качества знаний учащихся. – Челябинск, 2007.