Учителя физики Кировской области: труд, поиски, творчество...

 

Следует со всей настойчивостью повторять и повторять, что учителя физики – это уникальные носители «опыта рода» во всех его составляющих, хотя бы поэтому им надо всесторонне помогать, развивать и воспроизводить их самые лучшие качества. Они носители метода, а отсюда – культуры. Учителя – ещё и организаторы, и управляющие познавательного процесса. И здесь они важнее учебника, программы, методик.

Исторически Кировской области по физике «повезло». Наверное, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга нет региона, из которого вышли такие первоклассные методисты-физики, как у нас. Это академик РАО В.Г. Разумовский, блестящий физик и методист, доктор педагогических наук, профессор В.В. Мултановский, экспериментатор от бога, профессор С.А. Хорошавин, автор учебников и многих книг В.Ф. Шилов, автор знаменитой книги для учителей «Занимательные опыты по физике» Л.А. Горев… Долгие десятилетия их труд, их научный задел создавал интеллектуальную, творческую, методическую среду, в которой вырастали учителя физики Кировской области.

Наш сегодняшний опыт деятельности опирается несколько условно на три поколения учителей физики: послевоенного поколения (1950-1970), периода реформирования образования (1970-1985), периода перестройки и социальных потрясений (1985-2000). В каждом из этих этапов были свои движущие идеи, свои энтузиасты, свои достижения. Ниже на примере учителей Кировской области они и раскрыты. Цель – оглянуться, осмотреться и идти дальше.

Итак, первое поколение учителей (1950-1970), прежде всего, решало проблемы создания кабинетов физики, связи обучения физике с техникой, активизации кружковой работы, организации методических контактов учителей…

Характерен пример учителя физики из Татауровской средней школы В.Г. Разумовского. Творческий поиск в конструировании ветрогенератора оказался востребованным, был представлен на ВДНХ, а учитель из сельской глубинки стал аспирантом самого А.В. Перышкина. В то время жилось учителям трудно, но стремление двигаться вперед было. И отношение к учителям было ещё трепетным, в маленьких городах и селах они были почти без конкуренции носителями культуры.

Типична во многих отношения судьба известного в Кирове учителя послевоенного поколения, отличника народного просвещения Ю.В. Плюснина. Он родился в 1925 г., в 1942 году из десятого класса ушел на войну, награжден орденом Отечественной войны и медалями, в 1954 г. окончил физико-математический факультет Кировского госпединститута и после работал учителем. В те годы в школах вводились различные политехнические практикумы – электротехнике, радиотехнике… Под его руководством кружковцы изготавливали модели устройств для постановки опытов на уроках, некоторые приборы экспонировались на ВДНХ, отмечены малой бронзовой медалью…

Второе поколение учителей формировалось в условиях стабильности 70-80-х годов, когда решались задачи совершенствования школьного образования. Наиболее социально активным периодом в развитии физического образования было реформирование его содержания (начало 70-х г.), а отсюда и практики обучения. Именно тогда появились учебники А.В. Перышкина и Н.А. Родиной, И.К. Кикоина, Г.Я. Мякишева и др. Они действуют и до настоящего времени. Но освоение учебников в учительской среде шло непросто. Весьма острыми, например, были дискуссии по новой трактовке массы как меры инертности, по новой методике изучения второго закона динамики… В Кировской области в то время существенную, лидерскую роль сыграл заслуженный учитель школы (1965) В.Н. Патрушев. Он руководил секцией учителей физики областного центра и очень активно организовал эту работу. Было плодотворное методическое общение, постоянно проводились открытие уроки. Сообщество учителей физики четко знало, кто чего стоит, где не слова, а дело. Передовой педагогический опыт шел прямо от учителя к учителю, как говорят сейчас, в режиме реального времени.

Владимир Николаевич одним из первых стал широко публиковаться в центральных журналах. Вот типичные работы того времени, заметим, что они сохранили идеи, актуальность:

  • Из опыта преподавания электротехники в 10 классе // Из опыта преподавания электротехники в школе. – М.: АПН СССР, 1960. – С. 70-78.
  • Краеведческий материал в курсе физики средней школы // Физика в школе. – 1963. – № 2. – С. 91-93.
  • О воспитании интереса к труду // Школа и производство. – 1970. – № 8. – С.23-26.
  • В дружбе с радиоспортом // Радио. – 1974. – № 2. – С. 4-5.
  • Как мы организуем природоохранную работу // Биология в школе. – 1977. – № 4. – С. 77-78.

Страсть к познанию, преданность делу обучения, широта интересов, кругозор, активность – вот характерные черты успешного учителя физики того времени, да и сейчас.

В эти годы кабинеты физики многих сельских школ подтянулись к уровню кабинетов областного центра. Известность в стране получил учитель физики Речной средней школы Куменского р-на, заслуженный учитель, кавалер ордена «Дружбы народов» А.И. Караваев. Он в рядовой сельской школе создает образцовый по тому времени кабинет физики, где научная организация труда сочетается с постоянным творческим поиском. Вот диковинный тогда демонстрационный микрокалькулятор, вот выставка в кабинете самодельных моделей устройств, вот картотека слайдов… Дважды в этой сельской школе проходили Всероссийские авторские курсы учителей физики, на которых побывали учителя более чем из 30 областей страны (1988, 1989).

Учить увлеченно и творчески, учить творческому отношению к трудовой деятельности – вот методическое кредо А.И. Караваева. И оно современно, хотя сам учитель оказался в последние годы невостребованным образованием.

К началу перестройки (1985) на существующей тогда материальной и интеллектуальной базе уже выросло поколение учителей, лучшие представители которого были готовы на самые высокие достижения. Духовный накал был как никогда высок. И были достижения. Потребность в творчестве витала в социуме. Только потом она была заглушена нравственным и экономическим цинизмом, материальным развалом жизни учителя, а затем и физического образования. В 90-е годы учитель все больше стал превращаться в раба, в механизм для производства примитивных услуг. Личность обесценивалась.

Движителем-процессом в это время стала информатизация образования, в том числе и физики, чуть позднее пошла мода на различные технологии, которые сменяли одна другую. Наконец, в начале XXI века деятельность учителей вошла в классическое русло: растет интерес к экспериментированию, на новый этап вышло решение учебных физических задач, воспроизводится интерес к конструированию урока… В Кировской области в это время примерно на десять лет развертывается работа по моделированию уроков. В этой совместной методической деятельности методистов и учителей аккумулируются лучшие методические решения, строятся новые варианты изучения практически всех тем школьного курса физики. Творческая активность буквально кипела, выходили пособия и десятки статей. Вот, для примера, две работы заслуженных учителей, которые дважды переиздавались в Москве: Гридина К.И., Кокорина Л.М. Базовый курс физики: Механические явления: Модели уроков (Киров, 1995), Рябова Л.А., Патрушев В.Н. Базовый курс физики: Механика жидкостей и газов: Модели уроков (Киров, 1994).

Создание проекта моделей уроков стало востребованным, социальным по размаху. В 90-е годы при всех трудностях того времени в изд-ве «Просвещение» для учителей страны последовательно выходят модели уроков по электродинамике, квантовой физике, молекулярной физике (1992, 1996, 1998, авторы: В.В. Мултановский, Ю.А. Сауров, Г.А. Бутырский). До настоящего времени этот проект живет. А прошло более двадцати лет!

Существенным для развития учителей физики Кировской области была организация при институте усовершенствования учителей (сейчас ИПК и ПРО) в самые трудные годы групп временных творческих коллективов для реализации наиболее перспективных проектов. Почти постоянно работают группы учителей по вопросам методологии научного познания. Вышло несколько пособий, в том числе «Физические задачи с методологическим содержанием» (Киров, 2000, 2001), элективный курс по методам научного познания (Киров, 2004). Много сил потрачено для обновления диагностики достижений школьников: разработаны тесты для всех классов, организована массовая проверка знаний и умений школьников, накоплен опыт обработки и анализа… Главное, что удалось сделать, – это сохранить интеллектуальный потенциал для методического роста учителей физики, а отсюда и в целом для физического образования области.

Творческие коллективы учителей физики Кировской области (1996 год):
первый ряд – заслуженные учителя Л.А. Рябова, К.И Гридина, В.Н. Патрушев,
учителя А.А. Харунжев, Т.П. Ионова, О.Н. Вохмянина;
второй ряд – Г.А. Хлебников, С.А. Гаевский, Д.М. Канайкин,
профессор Ю.А. Сауров, заслуженный учитель А.М. Караваев,
учителя С.С. Фалалеев, Л.В. Пелевин



На выросшем интеллектуальном уровне учителей и методистов организуется республиканская научно-теоретическая конференция «Модели и моделирование в методике обучения физике» (1997, 2000, 2004), а в 1998 г. проводится специальная конференция по осмыслению опыта работы учителей физики «Практика обучения как творчество». К нам посылают доклады известные в стране учителя физики и методисты: народный учитель из Удмуртии Д.Ш. Горбушин, профессор В.А. Бетев, профессор В.В. Майер, профессор Т.Н. Шамало, кандидат наук и заслуженный учитель из Москвы Е.С. Объедков… На исторической уже фотографии конференции (1998) рядом находятся и учителя, и известные методисты. Назовем только некоторых: в первом ряду – третий слева профессор С.А Хорошавин, далее академик РАО В.Г. Разумовский, профессор В.В. Мултановский, доцент Л.А. Горев, заслуженный учитель Н.И. Будина, психолог из Москвы Г.А. Вайзер…

Много воды утекло и, увы, утекает вода быстро. Но не надо забывать, что каждое поколение учителей принесло свой вклад в развитие физического образования. Сейчас в условиях материального разрушения многих кабинетов физики, очевидно, востребован, и отчасти повторяется, опыт экспериментирования с простыми бытовыми устройствами. Да и многие хорошие решения – это открытие 50-60-х готов. Накапливая опыт, мы с учителями физики нашей области стараемся учитывать достижения прошлого и идти вперед.