Страсть к познанию, служение делу...
(о новой книге «Научное творчество профессора В. В. Мултановского»)

страница газеты с интервью

 

Ю. А. Сауров известен высокими результатами в разных сферах педагогической науки и практики: в разработке новых современных учебников по физике для школ, методических пособий для учителей, организации научных исследований. Многие работы выполнены в соавторстве с его аспирантами и преподавателями школ.

Но круг интересов учёного не ограничивается только предметной деятельностью. Ещё одна грань его творчества – изучение истории развития педагогической науки, обобщение передового опыта учителей и учёных. Так, совсем недавно он получил специальный диплом выставки «Вятская книга года» за лучшее библиотечно-библиографическое издание «Василий Разумовский: познание истины в просвещении» – о нашем земляке, академике Российской академии образования. А в сентябре 2015 года в серии «Научно-педагогическое наследие ВятГГУ» вышла в свет книга «Научное творчество профессора В.В. Мултановского. О личности в образовании» (издательство «О-Краткое»).

По случаю выхода в свет новой книги и было подготовлено это интервью.

 

М.В.: Юрий Аркадьевич, почему так последовательно кроме профессиональных научных книг вы пишете о людях, внесших свой вклад в сферу образования?

Ю.А.: Убеждён, что людям не хватает доброго, умного слова. Считаю своим принципом высказать отношение к достижениям того или иного достойного человека. Уверен, что такое внимание вдохновляет, порою приносит новые мотивы и смыслы деятельности. И в конечном итоге идёт на благо нашего образования. Считаю, что о подвижниках, мыслителях, деятелях надо рассказывать.

М.В.: Значит, книга о Вячеславе Всеволодовиче Мултановском – дань вашим убеждениям?

Ю.А.: В связи со столетним юбилеем нашего педагогического института возникла идея подготовить книгу о творчестве первого доктора педагогических наук на Вятке, известного деятеля нашего физического образования, профессора Вячеслава Всеволодовича Мултановского. Он был моим учителем по институту. Я работал около 15 лет на кафедре, которую он возглавлял. Вместе мы выполнили ряд научно-методических работ…

С Владимиром Николаевичем Патрушевым, заслуженным учителем России, в 1997 году мы написали книгу «Вятская научная школа методистов-физиков», в которой целый параграф посвящён Вячеславу Всеволодовичу. А к его 60-летнему юбилею я подготовил интервью с ним для журнала «Физика в школе». Позднее написал несколько обобщающих статей о вкладе учёного в образование, в том числе о 30-летнем юбилее его культовой книги «Физические взаимодействия и картина мира в школьном курсе» (М., «Просвещение», 1977).

Словом, факты для обобщения вроде бы были. Но всё же при написании книги осталась жгучая неудовлетворённость, что сделано это поздно, что надо было ещё при жизни Вячеслава Всеволодовича записать беседы, сделать под ту или иную мысль фотографии, тщательнее собирать факты-воспоминания коллег… Увы, мы часто опаздываем, а потом оказывается, что многое из жизни быстро забывается, заслоняется свежими событиями. Но при планировании и написании книги я ясно понимал, что будут ограничения, и прежде всего по теме и жанру, по доступным мне фактам. Хотя был постоянный соблазн для создания живого образа дать больше материала из личной жизни. Но… вела логика темы. Обобщать после ухода человека всегда грустно, даже больно. Лично я, например, глубже осознал, как напряжённо Вячеслав Всеволодович работал все годы. Кажется, что ни одной минуты он не сидел без дела. Восхищение и уважение вызывает его воля: он не позволял себе разбрасываться, выбирал главное и все силы, порой долгие годы, направлял на достижение цели. Так было при написании докторской диссертации, при создании первого в стране единого курса теоретической физики для педагогических вузов в четырёх томах. И тогда, да и сейчас, это остаётся образцом научно-методической деятельности. Отчётливо помню, как многократно перепечатывались на машинке рукописи этих книг, затем вручную вписывались длинные математические выкладки, выполнялись рисунки. В своей книге о Мултановском я попытался представить его мировоззренческое кредо в отношении методики физики и отчасти жизни, что важно для будущего. Удалось, хотя и бегло, выделить некие методологические принципы, использование которых помогает понять физический, вообще-то тоже человеческий, мир.

Разделение мира природы и мира описаний – фундаментальный методологический ресурс развития образования, и Вячеслав Всеволодович многое для того сделал. Прежде всего, заложил в своих студентах такое видение науки. В памяти нескольких поколений студентов он остался ярким, неординарным, мудрым преподавателем. Это дорогого стоит. Хорошее сочетание знаний физики, методологии, психологии познания позволило ему стратегически надолго определить основы построения структуры и содержания физического образования в школе и в педагогическом вузе. Впервые были даны предложения по построению систем учебной физики в форме фундаментальных физических теорий. Было найдено в виде концепции взаимодействий ядро современной физической картины мира, определён содержательный фундамент формирования теоретического мышления. И это осталось в истории и практике обучения физике.

М.В.: Юрий Аркадьевич, в книге вы представляете отзывы коллег, которым довелось работать на факультете с Вячеславом Всеволодовичем. А как вы ощущаете его влияние?

Ю.А.: Знания и личность Вячеслава Всеволодовича оказали на моё становление и выбор деятельности без преувеличения громадное влияние. Конечно, прямо он мне ничего не подсказывал, но, опираясь на публикации Мултановского, я выбрал тему кандидатской диссертации по формированию понятия взаимодействия. Процессуальные аспекты учебной деятельности оказались в центре внимания моей докторской диссертации, что, конечно, опиралось на содержательные результаты Вячеслава Всеволодовича. Читал я его много и въедливо. Наверное, и знал его методические успехи лучше других. Это было аргументом для общения и совместной деятельности.

М.В.: То есть вы в какой-то мере его последователь в науке?

Ю.А.: Да, наверное. Сейчас сам остро понимаю, как важно для учёного иметь последователей в деле. Идеи, знания Вячеслава Всеволодовича для меня не в прошлом. Они и сегодня в моей деятельности, в моей жизни.

Книга вышла, и её судьба – в руках читателя.

 

Беседовала Мария Вознесенская