Служение образованию – смысл жизни
Диалог с профессором А. М. Слободчиковым

страница газеты с интервью

 

Умным быть трудно, но жизнь показывает, что высоконравственным – ещё труднее. Не много найдется людей, перед которыми я готов преклонить колени, как перед личностями, чьи успехи заключаются в деятельности на благо народа, в служении чему-то высшему, чем собственное благополучие. Хоть на какой взгляд, но эта старая формула не потеряла жизненной эффективности и значимости. А для оценки дела любого человека нет выше уровня.

К таким редким для меня людям отношу профессора Аркадия Михайловича Слободчикова. 13 июня ему исполняется 70 лет. Вся его жизнь, с её радостями и проблемами, связана с Вятским краем, сначала с деревней Галки Сунского района, где он родился, затем с Кировым, где он работает. А. М. Слободчиков – сын военного времени, его отец не вернулся с войны, что, несомненно, многое определило в жизненном кредо, чертах характера и практической деятельности ученика школы, студента КГПИ им. В. И. Ленина, аспиранта, ректора нашего педагогического университета, учёного – кандидата химических наук и профессора. Но главным для меня является честное, искреннее, порою тихое и незаметное, но глубинное по процессам и чувствам, служение делу образования людей. Это его суть, его жизнь. В тяжёлые и неоднозначные 90-е годы позиция ректора позволила «малой кровью» пройти время и сохранить ключевые традиции в деятельности вуза. Вуз не только сохранил позиции, но и развивался, существовала атмосфера духовного поиска, высоких нравственных целей и ценностей. А это судьбы сотен преподавателей и тысяч студентов!   

А. М. Слободчиков – Учитель с большой буквы, он зачинатель многих образовательных дел. И смысл нашего разговора – дума об образовании.

Ю.А.: Аркадий Михайлович, человека можно формировать по-разному, с разными целями. Время наше переломное, корысть, а порою жестокость в отношениях между людьми – нередкое явление. Человек всё чаще становится только средством для другого человека, хотя идеалом является отношение к человеку как к смыслу. Общество выздоравливает, но дорога ещё длинная. И какова здесь роль образования?

А.М.: Быть человеком трудно. Если сам факт рождения –  подарок случая, то жизнь  ­– это работа не только рук, но и непрестанная работа души. Тут нечего ждать. Хорошо, если повезёт, и тебе помогут стать человеком. А если нет?

Мой опыт меня убеждает, что именно деятельность души строит человеческий мир. Но душа и руки должны работать сообща. Работать надо много и напряжённо, но работать со смыслом, что значит, – работать для людей. Задумаемся: в чём смысл такой ограниченной по времени жизни человека? Если посмотреть под этим углом зрения на мою жизнь, то получается, что путь, выбранный мною и судьбой, – самый  счастливый. Образование находится на острие многих дел. Во-первых, это великое Дело построения человека, передачи ему опыта предыдущих поколений. Ясно понимаю, что во всех смыслах  – личностном, семейном и даже экономическом – это самое главное «производство».  Во-вторых, это во многом единственная возможность построить самого себя. А по отношению к себе нет выше цели. Тут альтернатива жёсткая: ты как личность есть или нет. В-третьих, для всех нас образование – это средство для свершения конкретных дел, от науки до практики. Это средство преобразования мира. Смею утверждать – важное и мощное средство.

Ю.А.: От верного, т.е. дальновидного, руководства многое зависит. Замечаю, что узкокорыстные люди стали активнее воспроизводиться… А каков ваш опыт?

А.М.: Подчеркну, трудно быть хорошим руководителем. Надо профессионально и человечески вырасти. Не понимаю резких перескоков в кадровой карьере. Но руководитель как лидер в период выживания страны особо был необходим и востребован. Иначе, крах. Многие предприятия, целые отрасли и регионы прошли через это. Что тут добавить? Только история ещё скажет вдогонку «хорошие» слова…

Для меня самым трудным, но и продуктивным, памятным был десятилетний период работы ректором (1988-1999 гг.). Время – переломное во многих смыслах. Но, несмотря на тяжелейшее финансовое положение, удалось сохранить тенденцию развитие вуза. Вот лишь некоторые факты: увеличилось число докторов наук, профессоров и преподавателей с учёными степенями и званиями, более чем в три раза расширилась аспирантура и открылись диссертационные советы, были открыты три новых факультета и впервые три института... И в целом сложилась новая структура учебного заведения, во многом с новыми правилами, регламентами, процессами...

Легко и автоматически это не происходило. Понимаю, что люди тогда изнашивались быстрее. Такова плата за реформы. Тяжёлая плата, всего мы и не знаем. Но и в те годы руководство вуза стремилось всё, что можно, делать для людей. Второй жизни нет. Отсюда понятно, что внимание человеку, его индивидуальности – достижение нашего времени, а вот потеря коллективизма, агрессивный и корыстный индивидуализм создают тормоз для жизни многих дел. Дело – по природе коллективное явление.

Ю.А.: По вузовской  специальности Вы – учитель  химии,  по науке – химик,  по должности и деятельности – педагог. У вас громадный управленческий опыт: декан, проректор, ректор. С высоты этого опыта как надо идти в образовании?

А.М.: Насколько помню, у системы образования всегда было много проблем. Так, например, вопрос о качестве образования периодически возникает вновь. И это нормально. Плохо, когда проблемы не замечаются, заговаривается или решаются негодными средствами. Жаль, что сейчас многое упирается в деньги…  

В последнее десятилетие активно строится образование будущего. Этот процесс идёт на разных уровнях: общей структуры, управления, содержания, кадров, материальной базы… Уже очевидно, что процесс идёт не равномерно, с деформациями. Например, сильно пострадали методическая служба, книгоиздание учебной литературы, в целом материальная база, мы многое потеряли в системе дошкольного воспитания, профориентации…  

Считаю, что в центре образования должно оставаться уважение и любовь к человеку, к личности школьника, студента, учителя. Без этого нет мотивов учения, а значит – нет смыслов в учебной работе, слабо проявляется такая великая ориентировка нашей деятельности, как образец. 

Несомненно, должно быть востребованное временем и личностью содержание образования. А мы пока не совсем понимаем, что это значит. Жизнь показывает, что образование должно быть разнообразным. Чтобы успевать за вызовами времени, надо уметь смело и глубоко мыслить, активно действовать, быстро набирать нужные знания. Убеждён, что формально логически проблемы содержания образования не решить. Успех – в Учителе. Планы, программы, учебники мало что изменят,  если их не оживит талант, дух, страсть, профессионализм Учителя.

Постепенно происходит существенное переосмысление учебных систем знаний, всё большую роль в содержании всех предметов начинает играть методология науки. Сейчас уже мало просто что-то знать. Этим никого не удивишь. Знание становится динамичнее, его труднее заложить в учебники. Без мышления оно малопродуктивно. Объективно, ещё и поэтому роль учителя повышается. И быть учителем – далеко не личное дело человека.

Следует признать, что в последние двадцать лет при верном возрастании роли гуманитарного знания был «заложен» упадок естественнонаучного знания и соответствующего производства. Сейчас политика страны меняется, разумно востребованы инженерные специальности. Я лично никогда не противопоставлял естественное и гуманитарное знание. Знание – есть знание. Но сколько процентов «плохого» знания там и там? В обучении все знания в итоге – гуманитарные, и направлены на развитие человека.  Причём, например, такие науки, как физика, химия, биология  накопили такие специфические знания, что полноценно  человеческое в человеке без них понять трудно, а реализовать – невозможно. Проблему вижу в нашем неумении использовать все знания, особенно точные, во благо личного и общественного развития. В целом, образованию сложно. Однако оно всё равно развивается быстрее, чем другие области, развивается непростым трудом людей. Учителя 90-х во время финансовых, кадровых, организационных обвалов буквально спасли наше образование, а может быть и страну. Не надо этого забывать.    

Ю.А.: Знаю, что сравнительно недавно вышла ваша фундаментальная книга «Введение в методологию химии» (Киров, 2006. – 249 с.). Лично я считаю разработку этой темы свехактуальной, весьма перспективной для теории и практики обучения. Какое значение лично для Вас имеет эта работа?

А.М.: Осмысление мира и своего дела – потребность возраста, накопленного опыта, нацеленности на будущее. Смысл один – думать и делать лучше, учиться мыслить. Методология даёт для этого интеллектуальные инструменты. Она позволяет высветить главное, понять суть. Метод, осмысленное действие во многом определяют реальность. Над книгой работал долго, собирал материал, проверял на практике отдельные решения, отрабатывал текст. Надеюсь, что у книги есть будущее, что она будет полезна студентам и учителям.   

В 2006 году я вместе с сыном сделал другое важное для меня дело: поставил памятный знак о жителях моей родной деревни Галки Сунского района, в том числе и о моём отце. Деревни уже нет, а хотелось бы верить, что люди через какое-то время будут там жить. Людям нужна история, история людей.    

Ю.А.: Аркадий Михайлович, у совестливого человека в реальной жизни нередко сердце болит, болит за людские проступки, за предательство, за ошибки в деле. Кто для Вас в образовании носитель норм, образцов для будущего?

А.М.: Опыт показывает, что классическое в образовании – современно. Образцом деятеля в образовании для меня является профессор В. М. Кондратов, недостижимой вершиной учёного-педагога остаётся профессор нашего вуза В. В. Мултановский, не устаю восхищаться целеустремленной и продуктивной деятельностью профессора Т. Я. Ашихминой… Достойных в человеческом и профессиональном смысле людей много. Всегда преклонялся перед учителями. Уходит от активной работы поколение выдающихся для нашей области учителей. Не удержусь и назову В. Н. Патрушева и А. И. Караваева... От опыта таких учителей надо идти дальше. И в служении образованию вижу высокий смысл жизни.

Жизнь – сложная штука, но убеждён – жить надо активно. Это долг перед родителями, детьми, друзьями. По-возможности жить, сколько есть сил, – достойно, как жили многие наши предки до нас. Конечно, у любого человека есть предел возможностей, отсюда надо строить и планы. Моя текущая жизнь обычна. Как и раньше, всё время ощущаю жажду общения с умными добрыми людьми, причём замечаю, что глубинные мысли именно у добрых по сути людей. Стараюсь отметить памятью бывших наших преподавателей, коллег по общему делу. Сейчас в обычном режиме читаю лекции, продолжаю работать над вопросами по методологии химии. Убеждён: проблемы, которые ты можешь и обязан решить, ты должен не оставлять другим.