Школа – вечный источник духовности

 

Наш земляк, вице-президент АПН СССР, профессор Василий Григорьевич Разумовский довольно часто бывает в Кирове. При встречах не обходится без воспоминаний о времени его работы в Татауровской средней школе, о высоком интеллектуальном общении, атмосфере творческой самоотдачи, которая царила среди молодых учителей. Можно понять, почему известного учёного-педагога, исколесившего весь мир, тянет в школу, где он начинал свой учительский путь. Там – исток его успехов в творческой деятельности. Впрочем, и у каждого из нас истоки духовного развития – в детстве, юности, на первой работе…

Наш разговор с В. Г. Разумовским состоялся 12 марта в Президиуме АПН СССР после совещания о концепции содержания базового среднего образования.

Ю.А.: Василий Григорьевич, недавно в Кирове учреждена газета вятского учительства «Педагогические ведомости». Как Вы относитесь к её созданию? О чём в первую очередь должен идти разговор на её страницах?

В.Г.: Очень рад, что учительств области обрело с созданием свой газеты возможность высказаться, обсудить идеи, наболевшее. Сейчас один из самых сложных этапов в развитии школы. Внимание общества обращено к творческой личности. А отсюда вывод однозначен: надо последовательно обеспечить индивидуальный подход к каждому школьнику. Но и этого мало. Каждая школа, каждый коллектив, каждый учитель должен иметь своё лицо. Сейчас мы должны уходить от шаблонов в программах, учебных планах, методических решениях. Жизнь в школе должна быть полноценной и многоцветной. Правда, за деревьями не надо терять и леса: на определённом базовом уровне выучивать всех.

Не сделаю открытия, если скажу, что нет и не может быть эффективного учебно-воспитательного процесса без инициативы учителя, без любви к своему делу и к детям, наконец, без индивидуальных пристрастий. Только в такой атмосфере может состояться реализация человека. Никакая центральная газета не в состоянии отразить конкретный поиск учителей, представить отдельные методические находки, систематически следить за выполнением планов и программ. В местной газете всё может и должно быть предельно конкретно и точно.

Ю.А.: Недавно общественность Кирова узнала об образовании в Москве «Вятского товарищества», в которое вошли и Вы. Какова цель этого объединения?

В.Г.: Ряд живущих в Москве и патриотически настроенных к Вятке интеллигентов, выходцев из этого замечательного края, хотят видеть Вятку не заброшенной, не затерянной… Хотят видеть землёй братьев Васнецовых, учёного Бехтерева, землёй, которая ещё будет прославлена талантами… Задача школы – растить эти таланты, помогать. Вот и я лично хотел бы способствовать возрождению сельских школ, поэтому выдвигаю программу «100 сельских гимназий». Пора осознать, что духовная атмосфера общества во многом определяется нравственным здоровьем школы.

Конечно, строить свою жизнь должны сами вятичи, никто со стороны готового на блюдечке не поднесёт. Но и я не отделяю себя от моей малой Родины, поэтому готов работать, помощь свою обещаю. Начать же можно с одной-двух школ, опираясь на ищущие учительские и ученические коллективы, учёных Кировского пединститута.

Ю.А.: Василий Григорьевич, в весенние каникулы в области пройдут педагогические чтения, будут подведены итоги творческого поиска. Какие слова со страниц новой газеты Вы хотели бы сказать учительству области?

В.Г.: Учитель – профессия необычная. Кроме знаний и умений каждый учитель должен уважать и любить детей, видеть в них самое высшее, что есть на Земле. Нужно растить личность в себе самом, выкладываться на уроках, чувствовать в этом удовольствие, видеть смысл своей жизни. Как это трудно, особенно сегодня. Но иного пути нет. Творческий самоотчёт может помочь становлению и росту личности учителя, возвышению его престижа в обществе. Поэтому всем участникам педчтений желаю творческих успехов и признания. На практике не всё так гладко, бывают и неудачи. Но я убеждён: дорогу осилит идущий…

 

Эти слова В. Г. Разумовского можно считать и его жизненным кредо. Учитель физики Татауровской средней школы Кировской области, аспирант известного учёного А. В. Пёрышкина, доктор педагогических наук и профессор, член-корреспондент и академик АПН СССР, академик-секретарь и вице-президент, народный депутат СССР. В. Г. Разумовский – автор десятков книг и сотен статей.

Он не боялся идти вперёд. Поэтому от учителя сельской глубинки вырос до крупного учёного, организатора педагогической науки.