Физика – предмет гуманитарный…

 

С кем протекли его боренья?
С самим собой, с самим собой…
Б. Пастернак

  • Что значит физика в нашей жизни? О ней ли заботиться? Жизненных проблем выше головы! А ведь при обучении надо думать о человеке, формировать человека…
  • Физика – естественная наука. Причём фундаментальная. Она раньше других наук вышла на уровень теории. И следует подчеркнуть – на уровень количественной теории. Здесь язык описания настолько строг, что позволяет получить максимально точное, количественное, знание об объекте усвоения. Именно такое знание сейчас «создаёт» материальные основы нашей цивилизации. Без него мы вымрем. Даже в жутком сне не представить, к чему привела бы потеря количественного языка. Встанет всё: машины, механизмы, не будет света, взорвутся атомные станции, не будет средств связи… В ежедневной бытовой суете и мороке мы забываем, что наша цивилизация – машинная. И это надолго. А раз так, то техника – это средство. Функции техники – обслуживать человека. Делать его жизнь чище, лучше, делать жизнь человека человечнее. И в этом фундаментальная физика отличается от других наук, может быть, только тем, что делала и делает больше них. Хотя есть и издержки: техника может уничтожить человека. Но здесь всё же главная причина – сам человек.

О физике в школе не говорю – это чисто гуманитарный предмет. Его основное предназначение – развивать мышление, ознакомить с громадным слоем культуры, называемым физикой. И жаль, что некоторые родители и организаторы образования думают, что гуманитарное, т.е. обращённое к человеку образование, возможно без физики. Не нужно, на мой взгляд, и «гуманитаризировать» этот предмет. В нём уже достаточно «гуманитарного заряда». Иное дело – формирование интереса к предмету, к процессу познания. Здесь уместны особые приёмы, прямо, может быть, и не связанные с содержанием предмета.

  • Почему на практике, что в школе, что в вузах, физика остаётся одной из самых сложных дисциплин? Даже с математикой ситуация легче.
  • О субъективных причинах нечего и говорить: квалификация учителя, подготовка ученика, условия обучения и т.п. Тут надо работать и работать, совершенствовать и самому совершенствоваться. Но есть, на мой взгляд, и объективная причина. Она не всегда осознаётся, но имеет принципиальный характер. Физика как наука, причём как развитая наука, имеет дело как с объектами природы, так и с идеализированными объектами духовного мира человека. В развитой науке и тот, и другой миры богаты, разнообразны, сложны. А надо ещё понимать их взаимоотношения. Великий эксперимент с внешней, формальной, точки зрения даёт лишь значение измеряемой физической величины. Но на самом деле, по сути, он проверяет единство нашего духа и материального мира. Нечего и говорить, что в лабиринтах знаний и материальных системах легко заблудиться. Трудности даже формального усвоения таких систем возрастают. Не случайно типичной и традиционной ошибкой является отождествление материального мира и объектов знания. «Можно ли найти материальную точку в лесу? Можно ли вдохнуть идеальный газ? – вечные вопросы на «засыпку».
  • Не всё равно, как формировать мышление: при изучении физики или при изучении истории? Может быть, физику и не стоит изучать так много и столь долго?
  • Всё равно, если объектом усвоения будут слова, конструкции из слов. Но не всё равно, если объекты усвоения и действия существенно друг от друга отличаются. Например, материальные объекты и исторические факты. Первые при познании можно изменять как угодно, вплоть до разрушения. Вторые могут претерпевать лишь мысленные изменения. Конечно, логика едина при усвоении всех наук. Но в случае такого предмета, как физика, диалог в мышлении подкрепляется «диалогом» материальных предметов. Диалогом, который можно создать и «пощупать» руками.  Эффективность и мировоззренческая значимость такого феномена должна быть осознана и использована в обучении.

Наконец, на практике, т.е. на уровне технологий обучения, пора понять, что видим мы не глазом, а умом; другими словами, глаз должен быть «подготовлен» культурой. А вот в этом физика уникальна. Проблема лишь в том, как передать этот опыт. Научно-методическое творчество учителей ежедневно доказывает, что это «как» – процесс нетривиальный.

  • Разве может физика с её консервативным содержанием способствовать формированию таких способностей школьников, как гуманизм, демократизм? В обществе всё больше востребованы другие системы знаний: экология, граждановедение, иностранные языки… А времени на усвоение больше не стало. Как быть?
  • То, что в физике системы знаний более определённы, однозначны, строго воспроизводимы, – это так. Но нельзя считать, что они консервативны. В зависимости от учебный целей или социального заказа общества можно построить разные системы физического познания. Уже сейчас имеется богатство таких построений. Я лично знаю лишь для 7-го класса семь учебников! А может быть, это ещё не всё. Но главное, и это принципиально важно и нуждается в осмыслении, организуемые сейчас системы физических знаний состоят не только из знаний физики. Там обязательно присутствуют знания истории физики и техники, там есть аппарат ориентировки… Чисто физический материал порой занимает всего 60-70% учебника. Наконец, в последнее время значительно расширено рассмотрение вопросов методологии. И в этом как раз сильна вятская научная школа методистов-физиков. Недавно у нас прошла, в целом успешно, республиканская конференция на тему «Модели и моделирование в методике обучения физике». Тема научной конференции обусловлена широким, я бы сказал, культурологическим, взглядом на содержание школьного курса физики. Вот почему акцент сделан на использование моделей.

Проблема отбора материала и в целом построения учебного плана школы – проблема многоаспектная. Её решение зависит от многих условий. Ясно одно: выбор должен быть обоснованный, с учётом перспектив развития школы, с учётом накопленного потенциала… Принципиально важно понимать, что есть системы знаний, которые образуют фундамент современной культуры и которые поэтому содержательны, нередко сложны, требуют длительной и систематической работы при усвоении, но от которых нельзя отказываться. Они и формируют многое в человеке, а главное – мышление и мировоззрение. И не надо эти качества противопоставлять человечности – доброте, трудолюбию… Тенденция здесь ясна: человеческое в человеке фундаментально лишь на основе мышления, мировоззрения, шире – образованности.