Велик талантом и делом
(к 80-летнему юбилею учителя В. Н. Патрушева)

страницы газеты с материалом

Мне интересно в школе.
Физика и дети наградили меня жаждой познания,
свежестью мыслей и чувств, любовью…
И Учитель – это не только профессия,
но и призвание, может быть даже награда.
В. Н. Патрушев

12 марта 2010 года я впервые пришёл в дом Владимира Николаевича Патрушева. Бедно. Не по его заслугам и таланту. Старые, тридцатилетней давности окна и двери, последние с самодельными ручками, что особенно врезалось в память. Старая простая мебель. Много книг по физике, педагогике, краеведению, папки с рукописными материалами… (Основную часть своих рукописей он ещё при жизни передал архиву и музею народного образования.) В реальности он был собран, аккуратен внутренне и внешне, ясен по мысли и поведению, прост в общении, трудолюбив. И во всём, от лекций перед студентами до похода в лес за грибами, был талантлив. И хотя внешне его дела шли гармонично и легко, но внутренне постоянно вершилась напряжённая работа мыслей и чувств.

Нужно признать, что Владимир Николаевич постепенно и естественно взял при жизни один важный  рубеж – стал  Великим учителем Кировской области. 16 декабря 2011 года ему исполнилось бы восемьдесят лет... И что бы ни происходило, верю: к умным, талантливым, честным людям Великие Боги имеют слабость, именно для них придумана эта жизнь...

Каждого человека волнует вопрос «Как жить?». И обычно простых решений нет. Как трудно осознанно и плодотворно, не разбрасываясь на мелочи, строить свою жизнь. Кто научит? Кто подскажет? Может быть, поэтому не случаен мой постоянный и жгучий интерес к самым разным людям. В их жизни и судьбах только и можно найти что-то существенное для своей жизни и судьбы. Но чужой опыт должен быть обязательно перетоплен сквозь цель построения самого себя... В этом ряду мудрых по жизни людей был и остаётся для меня Владимир Николаевич Патрушев.

Кажется, что бесконечно много лет знал Владимира Николаевича. Хотя мы с ним были в разных «возрастных категориях»,  этого никогда не чувствовалось. Он был активнее многих молодых людей, круг его интересов был необычайно широк – от научно-методической деятельности до пения, он страстно работал каждый день в познании мира школы и самого себя. И я по-хорошему завидовал такому мудрому построению жизни. Именно оно даёт плоды.

В. Н. Патрушев – более пятидесяти лет (с 23 августа 1953 г.) трудился в одной школе – средней школе № 16 г. Кирова, был учителем физики и директором. Он – заслуженный учитель школы России,  кавалер медали им. Н. К. Крупской, автор и соавтор десятка книг, почти сотни научно-методических статей. Но самое главное, он был Учителем с большой буквы. В Кирове Владимира Николаевича знали как председателя Совета руководителей общеобразовательных учреждений, в педуниверситете – как председателя Государственной аттестационной комиссии физического факультета, в области – как активного краеведа, историка-пропагандиста достижений земли Вятской, члена попечительского совета музея К. Э. Циолковского, авиации и космонавтики. Он неутомимый инициатор и участник многих общественных мероприятий – конференций, семинаров, смотров...

Директор школы В. Н. Патрушев известен организацией таких значимых для образования дел, как трудовое воспитание школьников, которое в своё время замыкалось на потребности производства Кировского завода «Физприбор», как краеведение, которое системно пронизывало все школьные предметы и реально формировало любовь к «малой родине»…

«В пединститут я попал, по сути дела, случайно, – вспоминал Владимир Николаевич. Собирался стать инженером, послал документы в Московский горный институт. Третьего сентября 1949 года пришла телеграмма о зачислении – медалистов принимали без экзаменов, но без общежития. Время было трудное. Родители помогать мне не могли. Как жить без общежития?  Моя тётя, заведующая Немским роно, посоветовала: поступай в наш пединститут. И вновь проблема: куда поступать – на физику или на литературу? Литературу я любил с детства, в школе читал стихи, пел, выступал на сцене. До сего времени благодарен тёте. Она вновь посоветовала: литературу можешь самостоятельно изучить, а физику не изучишь. Так я стал студентом. А впервые радость работы педагога почувствовал на третьем курсе, когда стал преподавать физику в вечерней школе № 7 Кирова и когда увидел интерес в глазах учеников. С тех пор испытываю это чувство каждый день вновь и вновь…

Мне интересно в школе. Физика и дети наградили меня жаждой познания, свежестью  мыслей и чувств, любовью. Начала учебного года вегда жду, волнуюсь. Школа – это необычайный мир, в котором всегда молод. И Учитель – это не только профессия, но и призвание, может быть даже награда».

Одна из важнейших черт В. Н. Патрушева – преданность делу. Капля точит камень, преданность делу приносит успех, результат. Вот характерный, но и уникальный пример. Осенью 1996 года в совместном диалоге родилась идея написать книгу о вятской школе методистов-физиков. Причём, именно Владимир Николаевич настаивал на таком обязывающем названии. В то время на кафедре теоретической физики и методики обучения физике нашего педуниверситета работали три доктора наук по этой специальности  – тогда единственный случай в России.

К лету 1997 года книга вышла, она была хорошо принята. А потом краеведческие мотивы реализовались ещё в двух наших книгах –  «Практика обучения как творчество» об опыте работы учителей физики области (1998 год) и «Познание жизни и науки» о творчестве нашего земляка, академика РАО, профессора В. Г. Разумовского (1999 год). Все эти работы о людях Вятского края, но ярко выраженный интерес к ним был проявлен в Москве, Челябинске, Н. Новгороде, Глазове... Не случайно известный в России педагог, академик РАО А. В. Усова в специальном письме убедительно просила изыскать десять экземпляров последней книги, чтобы по ней учить студентов.

А как было трудно подобрать за короткое время материал! Как медленно выстраивались концепции книг, как непросто писалось... На титуле рукописи последней книги 16 вариантов названия. Фактически год проходил в атмосфере фактов, событий, героев очередной книги. Мы спорили, беседовали, сравнивали варианты, с грустью вычеркивали лишнее, подбирали фотографии... Удивительно, но в такой трудоёмкой, сложной работе – за три года три книги общим объёмом около 20 п.л. –  не было каких-то трений. Как-то легко мы понимали и принимали трудности, а в доброй атмосфере со временем решались все проблемы. Владимир Николаевич наравне нёс ношу технической работы, не сетовал на объективные причины, делал всё в срок. Мы легко менялись ролями: то я был руководителем идеи, то он. Страсть к деятельности – незабываемая черта Владимира Николаевича.

В. Н. Патрушев по своему стилю работы, по пониманию физики и методики её преподавания никогда не старел, много читал, экспериментировал. Уважал своё дело, своих учеников и учителей. Он всегда широко и глубоко понимал место физики в общеобразовательной подготовке школьников: в 60-е годы связь с производством, позднее ещё и с краеведческой работой,  во все времена  – воспитание любви к делу, к творчеству. И никогда учитель не упирался в формулы, всегда искал возможность заложить искру интереса к познанию мира. А приёмов было и есть множество: решение задач с краеведческим содержанием, отточенный и занимательный эксперимент, примеры «физики в природе»...

С Владимиром Николаевичем связан целый этап развития методической работы учителей физики города. Он с 1956 по 1991 гг. руководил секцией учителей, организовывал многочисленные мероприятия –  экскурсии на крупные предприятия, открытые уроки, обмен опытом работы по новым учебникам, семинары по решению задач и др. И это приносило плоды: шёл постоянный рост профессионализма учителей. Свет в лаборатории физики средней школы № 16 нередко горел до глубокой ночи. И так многие годы... Неслучайно в начале нашего века в Москве трижды (!) переиздавалась книга для учителей «Механика жидкостей и газов: Модели уроков» (в соавторстве с заслуженным учителем России Л. А. Рябовой)! Такое отношение к Делу вызывает восхищение.

Суть человека в его отношении к людям, старшим, юным, разным…  И Владимир Николаевич был богат миром человеческих чувств, жил этим, смело вовлекаясь в разные сферы деятельности, т.е. в разных людей.

Одна из его «любовей» по Маяковскому – музей космонавтики К. А. Циолковского, авиации и космонавтики. И вот мысли бывшего директора М. В. Глушковой о его «жизни» в музее: «Как выпускница школы № 16 при создании музея в 1988 году я в первую очередь пришла за помощью к своему директору. И он сразу стал нашим единомышленником и был им до конца своих дней: сначала – член фондово-закупочной комиссии, с 1988 года – председатель Попечительского Совета музея, с 1991 года – председатель оргкомитета Молодёжных Циолковских Чтений, где он руководил секцией «История авиации и космонавтики», бесконечно консультировал, советовал, помогал. Сколько безвозмездного, талантливого труда и чувств вложено в наше дело! Ни на каких весах не взвесишь! А как он пел на наших неформальных встречах…»

Владимир Николаевич мудро выстоял как деятель и личность в 90-е годы: находил аргументы и приёмы поддержать учителей, снять во времена забастовок хотя бы часть проблем, искренне помогал директорам школ, постоянно занимался историей Вятского края... А вынужденно уйдя в 2005 году из школы, как будто ушёл и из жизни. В последние годы, как последняя песня, его стремлением было как можно больше написать об учителях и деятелях образования в энциклопедические издания… Что-то он успел, что-то оставил нам.

Значимость человека-учителя определяется многими обстоятельствами: делом его жизни и важными для людей результатами, отношением коллег и друзей, любовью родителей и детей. И при этом, конечно, жизнь выше науки. Академик РАО, наш земляк В. Г. Разумовский в письме ко мне размышляет: «В. Н. Патрушев – талантливейший человек, великий труженик. Он из поколения созидателей. Ими многое накоплено в науке, практике, просто в жизни. Как это освоить, взять, использовать – вот  наша задача…». И здесь только одна горьковатая мысль: не слишком ли быстро мы забываем свой опыт и бежим за «бугорок» что-то там ухватить?

Владимир Николаевич Патрушев тихо ушёл из нашего мира в мир иной. И последних слов не оставил. Он прожил на Земле долгую жизнь (16.12.1931-21.02.2010), причём большую её часть – в образовании. И я рад, что мне удалось близко общаться, сотрудничать, думать вместе с ним. Наш учитель всегда с нами, пока есть наша память, пока есть наше любимое физическое образование...

Не случайно год назад возник порыв коллектива учителей присвоить имя В. Н. Патрушева школе, в которой он достойно, с любовью, творчески работал всю жизнь. Хочу повторить и свою позицию: было бы нравственно сохранить память о Великом учителе нашей области в такой форме. Это необходимо для будущего.