Школой наполнен наш дом

 

Люди, связывающие свою жизнь с ПРОСВЕЩЕНИЕМ, по моему глубокому убеждению, богаче всех. Они «работают» в мире юности, в мире чистых чувств и желаний, они «создают» самое драгоценное на Земле – человека. Именно поэтому они должны быть высоки духом, служить примером мыслей и поведения. Словом, профессионализм учителя включает в себя высокие, вечные ценности. Такие человеческие качества в прямом и переносном смысле – дар, талант, их нужно растить и беречь.

Учительская семья – бесценна для общества. Это своего рода лаборатория идей, находок, решений. Здесь легче «передаются по наследству» специфические качества учителя – внимание к человеку, доброта, умение управлять… Будь моя воля, я бы всячески поощрял учительские династии. Вот почему, когда во время руководства педагогической практикой студентов я познакомился с учителем физики Валентиной Яковлевной Никулиной и узнал, что её двое дочерей – тоже физики, появилось желание присмотреться к их педагогической судьбе, педагогическому творчеству.

 

Валентина Яковлевна Никулина, завуч и учитель физики средней школы № 18.

Валентина Яковлевна более тридцати лет работает в средней школе № 18 г. Кирова. После окончания школы № 16 сомнений не было – надо учиться дальше. С образованием в те годы прямо связывался успех в жизни, хорошая и обеспеченная работа. Все эти чёткие социальные мотивы сейчас почти утеряны.

Выбор же предмета сама Валентина Яковлевна связывает со своим учителем Александрой Ивановной Копыловой. Она вела в старших классах физику, отличалась интеллигентностью, знанием предмета, добрым и ровным отношением к школьникам, постановкой интересных опытов. Так и идут добрые дела и отношения от одних людей к другим…

В облике Валентины Яковлевны чувствуются знания и жизненный опыт. По-моему, нет лучшего слова для характеристики её работы, чем организатор. Причем она организатор дважды: как завуч – учебно-методической работы учителей, как учитель – учения школьников. Валентина Яковлевна точно и современно понимает проблемы подготовки урока, чётко выделяет конструирование сначала урока в целом, а затем наполнение разработки конкретными приёмами и находками. Хорошо и то, что в 18-й школе беспокоятся о качестве уроков: в декабре проводится месячник знаний. А в его рамках «Фестиваль уроков молодых учителей». Без поощрения уроков коллег, без проведения и анализа открытых уроков нет профессионального роста. С этой стороны фестиваль – удачная форма методической работы, средство развития интереса и уважения к своему труду.

Ю.А.: Валентина Яковлевна, что для вас учительская профессия?

В.Я.: Без преувеличения скажу: для меня это вся жизнь. Мне нравится работать в школе. Здесь ежедневно разноцветный мир чувств и мыслей. Мне нравится общение с детьми – молодость притягивает. В школе не заскучаешь: меняются школьники, каждый урок новые ситуации. Школа привлекает свободой самовыражения: учитель сам планирует и проводит уроки, выбирает внеурочные дела… Школа – это коллеги по работе. Ко многим из них я просто по человечески привыкла, приятно их видеть каждый день, делать общее дело.

Школой наполнен и мой дом. Когда в семье все учителя, то поневоле бывают своеобразные семейные педсоветы. И конечно разговоры, советы, новости… Я всегда старалась передать Вере и Наташе свой опыт подготовки и проведения урока. Но и они питают меня новыми идеями, смелостью в поиске, поддерживают мои начинания в школе…  Можно согласиться с тем, что в такой «семейной» атмосфере быстрее происходит становление учителя. Но и «Школа молодого учителя» как форма оказания помощи начинающему педагогу оправдывает себя. Есть много чисто профессиональных дел, приёмов работы, которыми надо вовремя овладеть: как построить урок? Как заполнить журнал? Как подготовить собрание родителей? Как сделать то-то и то-то?

Мы много лет живём в микрорайоне школы. Сейчас в школе учатся дети бывших моих учеников, на предприятиях и в учреждениях работают мои выпускники. Многих я знаю лично, и меня знают. Это создаёт атмосферу близости, нужности друг другу.

На переменах в школе шумно. Для постороннего человека это может быть тягостно. А я живу в этом мире, он мне дорог…

 

Вера Юрьевна Жуйкова (Никулина), завуч и учитель средней школы № 47.

Профессиональная биография Веры Юрьевны проста: работа по распределению в средней школе № 18, затем после перерыва, с начала создания школы МЖК – завуч. Она и директор школы В. Л. Кадачигов – не просто единомышленники, они как говорят, однокашники – вместе закончили школу № 18. Директор и завуч хорошо дополняют друг друга. То, что говорит Владимир Леонидович о своей первой и главной помощнице, хорошо узнаваемо: «Вера Юрьевна – очень надёжный человек. Её конкретность, точность, реальность – незаменимые качества для завуча.  И в деловых, и в личных отношениях она корректна, ровна…».

При встрече в школе я неожиданной узнал в бывшей моей студентке дочь Валентины Яковлевны. Они похожи – и внешне, и по сути. Похожи какими-то мягкими, но чёткими интонациями, свободным комфортным самочувствием и существованием в атмосфере школы. И разговор принёс такой характерный штрих: надо бы кабинет завуча, считает Вера Юрьевна, из административного блока перенести ближе к учебным кабинетам. Чтобы и пространственно ученики были ближе, чтобы проще и естественнее было общение с ними.

Легко в здании школы № 47 – высокие потолки, уютные кабинеты, просторная лаборатория кабинета физики, новая мягкая мебель… По-хорошему обрадовало, что коллектив учителей в основном ровный по возрасту, сравнительно молодой. Чувствуется желание вдохнуть в этот большой школьный дом духовность, знания. Этой тональностью пронизан весь наш диалог.

Ю.А.: Вера Юрьевна, не могу не задать вопроса: почему вы стали учителем физики? Что вам дала восемнадцатая школа?

В.Ю.: В школе по физике я училась в основном на хорошо, активно занималась общественной работой. После окончания колебаний не было – педвуз. Но, конечно, решающее влияние на выбор профессии оказала атмосфера дома, порой напоминающая атмосферу учительской – наш педагогический, физический его факультет, закончили и отец, и мать.

С раннего детства я «варилась» среди разговоров о школе, об учениках, о книгах для учителей, нередко с любопытством листала учебники с интересными картинками…

По-видимому, постепенно все это «въедается» в кровь и плоть. Наверное, выбор предопределили и некоторые черты характера – мне интересно общение с людьми. Думаю, это от мамы.

В Кирове меня оставили по месту работы мужа. Так я оказалась в своей родной школе. Приняли меня хорошо – за это я и сейчас благодарна…

Надо сказать. Что в первые годы мама часто бывала на уроках, советовала, критиковала. Сейчас понимаю, что без этого трудно было бы поднять свой уровень.

Ю.А.: Почему вы ушли в другую школу? Не страшно ли было становится завучем, ведь вы молоды?

В.Ю.: С ростом знаний, умений растёт и уверенность, желание все делать самому. В восемнадцатой школе мне все-таки трудно было занять какую-то свою позицию. Мама – завуч, в чём-то это сковывало. Постепенно накапливалось желание поработать самостоятельно. Поэтому, когда пригласили перейти завучем в новую школу, я согласилась. И не жалею. Делали всё с «нуля», с завоза мебели, комплектации классов… Одновременно в прошлом году окончила отделение организаторов народного образования и психологической службы ФПК пединститута. Это уже помогает в работе.

Нельзя сказать, что о работе завуча я ничего не знала: пример-то был под рукой. Я видела, как мама работает, какие мероприятия проводит, с какими трудностями сталкивается… Конечно, сейчас я вновь у неё учусь: звоню по телефону, советуюсь, спрашиваю…

Ю.А.: Вера Юрьевна, что для вас физика? Будете ли вы работать учителем физики?

В.Ю.: Да, со следующего года. Пока же в нашей школе всего 13 часов нагрузки по физике – и ведёт их другой учитель. Но учеников прибывает, планируем вторую и даже третью смены. Хочу вести уроки. Уже сейчас начинаю собирать методический материал, с сестрой поддерживаю контакт. Без физики не мыслю окружающий меня мир. А пока отвечаю на вопросы сына: почему лодочка из фольги плавает? Почему при торможении автобуса мы отклоняемся вперед?.. В работе мечтаю сделать этот предмет необходимым и доступным для всех.

 

Наталья Юрьевна Никулина, учитель физики средней школы № 18.

Наташу Никулину я учил в институте, более того – был куратором группы. Запомнилась её активность в делах. Прошло всего около пяти лет, и сейчас она учитель-профессионал, у которого уже проходят практику студенты.

Есть уроки, на которых страдаешь. Сидишь на последней парте и переживаешь за учителя, за его проблемы, упущения. Всё можно простить: неточности определения, небрежность записи на доске… Но невозможно отмахнуться от ошибок, если нет на уроке активной деятельности школьников, пусть даже просто работы.

На уроке Натальи Юрьевны интересно. Её урок организован. Остановитесь – выделите для себя это слово. Именно на таком уроке не просто учат, но и научат физике. Здесь есть заразительная, но что важно – дозируемая темпераментность учителя, есть сопереживание учителя и учеников, есть знание предмета, есть чёткое, порою жёсткое управление мыслительной деятельность школьников с помощью системы вопросов, указаний, действий. Рисунки на доске, простейший эксперимент, учебник, беседа – всё работает на понятия и законы, не является самоцелью. Повторюсь: это и значит, что урок организован.

Мне было приятно, не скрою, услышать слова завуча школы Людмилы Павловны Бернат: «Наташа работает с удовольствием. Демократична, требовательна. У неё всегда много идей. Как классный руководитель она многих выше». Я рад за неё, только надо идти дальше, сотрудничать с учёными пединститута, экспериментировать…

А сейчас – небольшой отрывок нашего разговора о преемственности в работе, о выборе профессии…

Ю.А.: Наталья Юрьевна, почему вы стали учителем физики? Что повлияло на ваш выбор?

Н.Ю.: Часть моего детства прошла в школе: я нередко сидела в лаборатории физики, смотрела на приборы, играла с ними, слушала разговоры учителей… Словом, в меня вошла, «впиталась» атмосфера школы. Несомненно и влияние родителей, конечно, не прямое, а через поведение, интерес к физике…

Ю.А.: Помогает ли вам Валентина Яковлевна? Не создает ли для вас дополнительные сложности её работа завучем?

Н.Ю.: Наверное, никто не может так глубоко понять тебя, как твоя собственная мама. Дома, особенно в начале работы, я постоянно обращалась к ней с вопросами, проблемами. В последнее время речь идёт о вариантах организации урока, отдельных методических решениях. Осознаю, что многое в моих знаниях, в отношении к делу от моего первого учителя физики – моей мамы.

Понятно, что в школе на меня смотрят как на дочь завуча, Поэтому и со стороны не ожидаю скидок, и сама себе не делаю их. Бывает трудно, но зато: больше работаешь – больше получается.

Ю.А.: От добра добра не ищут. Интересно ли вам работать в школе? И чем именно?

Н.Ю.: У меня не возникало мысли о какой-то другой профессии. Я люблю школу, люблю общение с детьми, особенно со старшеклассниками. С ними я на равных. Считаю, что есть у меня и небольшие достижения: у школьников нет отрицания физики, программу в целом осваиваем, есть и умные, думающие ученики. Сама же я уже вела физику во всех классах и сейчас практически ориентируюсь во всех вопросах.  Это необходимое условие успеха. Трудности же понятны: большие нагрузки, наполняемость классов…

Ю.А.: Наталья Юрьевна, я помню вас студенткой. Вы хорошо учились. Но вам сейчас хотелось бы доучить, доделать, додумать?

Н.Ю.: В школе, готовясь к урокам, я, естественно, писала конспекты. Но в последнее время стала вновь переделывать старое, собирать в конспекте конкретного урока всё, что мне известно. В том числе использую институтские разработки, жаль, что в институте многое делалось лишь для занятия, зачёта… А надо больше нарабатывать практического материала: конспекты разных уроков, внеурочных дел. Затраты потом окупятся. Надо бы больше знать о психологии воспитания и развития школьников. Но вообще: на всё своё время.

 

Со стороны, говорят, виднее. И мне видна преемственность и профессиональных знаний, и жизненной позиции в семье учителей Никулиных. Это всегда важно. Так и должна идти жизнь: опыт родителей должен питать детей. И пусть чаще встречаются у нас учительские династии. Это тоже наш капитал.