Методология познания – важнейший образовательный ресурс

 

Тенденции глобализации всех процессов (экономических, научных, технологических и др.) толкают на соответствующие изменения в образовании. Знания и раньше были важным ресурсом, но в настоящее время это в сто крат усиливается, Производство знаний (новых знаний, новых смыслов, новых «деятельностей») будет всё больше и больше востребовано. И всё острее звучат проблемы: Каких знаний? Как быстро они должны меняться? Как «делать» образование всё время современным? Вот почему роль методологии, ответственной за изучение функционирования знаний (научных и других), резко возрастает. Да, и любой свободный человек желает осознанно воспринимать и использовать нужные ему знания. Не случайно такое внимание формированию рефлексии как важнейшему качеству личности.

Именно поэтому важнейшим направлением педагогических изысканий должна стать методология регионального образования. С нашей точки зрения, это постоянное направление исследований, обобщение результатов теоретических и экспериментальных поисков. Для чего? Да для того, чтобы правильнее и эффективнее строить образовательные процессы в любой организации. А конкретно, в частности, могут быть следующие задачи: а) разработка идеологии (целей, ценностей и принципов) образования в Кировской области, б) разработка методологии (принципы построения, функционирования) определения и развития образовательных областей, в) разработка вопросов методологии научного познания как объекта усвоения в школе и вузе.

Как конкретно можно расшифровать выделенные задачи? С нашей точки зрения их основные смыслы заключаются в следующем:

  • В предметном поле методологии регионального образования выделяется три самостоятельных подобласти а), б), в) (см. выше); специфика построения предметов этих подобластей должна быть исследована, выбрана для данных условий и учтена при разработке той или иной образовательной области; первые две подобласти методологии регионального образования можно рассматривать как средства (и методы) управления, третья – собственно содержание образования, а конкретно его методологическая составляющая. Методология управления образовательными процессами пронизывает частные методики, естественно входит в курсы подготовки учителей.
  • Постепенное освоение (как построение) методологии регионального образования должно сочетаться с выполнением конкретных (точечных по предметам, отдельным решениям и др.) проектов  по формированию методологической культуры всех субъектов образовательного пространства; формирование «портфеля» таких проектов – один из смыслов построения данной образовательной области.
  • Вопросы методологии научного познания как объекта усвоения входят в содержание всех трёх составляющих образования – обучение, воспитание, развитие. Проблема же состоит в поэтапном и последовательном построении этого содержания; а общие рекомендации (концепции) и конкретные решения на этот счёт и являются предметом (взглядом, идеей, смыслом) предлагаемого направления научно-исследовательской и опытно-конструкторской (!) деятельности.
  • Более осознанное и последовательное использование современной методологии науки как инструмента организации деятельности нацелено на переосмысление, а затем и изменение всего образовательного пространства; системно и прогнозируемо это можно делать только на базе новых предметов (смыслов) как результата использования методологии.
  • Содержание вопросов методологии, построенное и подобранное в ходе коллективных поисков, должно стать системообразующим фактором при разработке технологий и методик образования. Только на этой основе можно получить устойчивый эффект в любой системе массового обучения. А любые образовательные системы должны проверяться (проходить гуманитарную экспертизу) на предмет учета требований современной методологии познания мира (материального и духовного). И соответствующие требования должны быть включены в правила «игры».

Что реально (и желательно быстро) может получить наша система образования за счёт внимания к вопросам методологии? Конечно, всё зависит от нас, от уровня нашей деятельности, но нам видятся, например, следующие результаты. Прежде всего, это упорядочение процессов и результатов построения всех образовательных областей (концепция школы, предметная методика, технология и др.), установление единого языка описания образовательных процессов, упрощение и прояснение теоретических основ построения различных образовательных проектов. Просто методология «вычистить» наукообразие. Реальна разработка и внедрение конкретных образовательных программ по формированию методологической культуры, что должно привести к повышению качества образовательной подготовки субъектов учения. И здесь мы можем продвинуться вперёд по сравнению с другими. Немаловажно понимание и решение проблемы о формировании методологической (и мировоззренческой) культуры преподавателей (по этапам, уровням и др.); разработка целостной и постоянно действующей образовательной системы, направленной на формирование методологической культуры школьников, студентов, учителей, преподавателей. В частности, можно говорить о построении измерителей эффекта. В целом, для любого специалиста в области образования это просто интересная и востребованная область духовной деятельности.

Чем объединить людей, ведь они живут не только материальными проблемами? Какие идеи (проекты) выбрать? Как уловить, какие идеи востребованы временем? С нашей точки зрения, сейчас в содержании всех образовательных систем вопросы методологии самые актуальные. Именно в них сейчас просматривается важнейший ресурс развития. И логика первоочередных действий примерно такова: а) педагогическое сообщество должно принять задачу разработки методологии образовательных процессов (пропаганда и т.п.); б) построить идеологию развития образования на языке методологии; в) конкретизировать цели и задачи для различных образовательных областей с учётом актуальности тех или иных аспектов рассмотрения; г) копить конкретный материал и опыт, согласуя и обобщая его; д) строить и выполнять конкретные проекты под актуальные задачи, под конкретные коллективы учёных и учителей; е) формировать мониторинг присвоения элементов методологической культуры субъектами образовательного процесса.

Очевидно, что нет «палочки-выручалочки» от всех проблем, любое решение – всегда лишь только одно из средств. Но в области образования люди – и субъекты, и объекты, и важнейший ресурс. Помочь им сознательно и продуктивно строить свою жизнь, свою деятельность – вот  цель управленцев образования. И методология здесь не последнее средство. Немаловажно и то, что в Вятском госпедуниверситете и Кировском ИУУ накоплен определённый опыт в этом направлении.