Знания плюс желание

 

Замечаем ли мы, как наше время течёт, как мы взрослеем? И да, и нет одновременно. Наше время относительно нас самих трудно заметить. А вот со стороны движение человека во времени хорошо заметно. Особенно замечаешь такое движение у своих учеников. Во время моей последней командировки в Уржум я встретился с бывшим студентом физического факультета Андреем Витальевичем Малыгиным. Сейчас он работает учителем в средней школе № 1 г. Уржума.

– Нам очень повезло в прошлом году с учителем физики, – сказала завуч школы Т. М. Мальцева.  – Последние годы учителя физики часто менялись. Андрея Витальевича характеризует очень серьёзное отношение к делу. Он много готовится к занятиям, тщательно подбирает физический эксперимент, средства наглядности, кропотливо работает с отстающими учениками. Дети видят хорошее, доброе отношение и отвечают тем же. Уже заметно, что некоторые школьники подтянулись. Безотказен Андрей Витальевич в общественной и методической работе. За полгода с небольшим дал три открытых урока, причём, заметьте, его не нужно уговаривать.

Приятно, когда отношение к твоему бывшему студенту так чётко выражено. Но главное для меня – отыскать причину такой хорошей заявки уже на первом году работы. Разговор с А. В. Малыгиным состоялся после его открытого урока для учителей физики района, которые тоже положительно оценили работу своего коллеги.

Ю.А.: Нравится ли Вам работа в школе? Что конкретно нравится в работе учителя физики?

А.В.: Да, нравится. Нравится контакт, общение с учениками. Особое удовлетворение доставляет ощущение, что твои усилия, например, при подготовке эксперимента к уроку, не пропали даром и принесли интеллектуальное и эмоциональное удовлетворение школьникам. А вообще, нравится то, что ученикам нравится. Стараюсь поддерживать такую атмосферу в классе, чтобы школьники, идя на урок, ожидали чего-то необычного. Чувствую, что интерес в настоящее время – залог успеха.

Ю.А.: Я знаю, что Вы учились в основном на «отлично». Но иногда молодые учителя сетуют, что институт им того-то недодал, тому-то не научил. Спрошу прямо: чего Вы недополучили в вузе, чего Вам сейчас не хватает?

А.В.: Того, что получил в вузе, вполне достаточно. Особенно важно хорошее знание фундаментальной науки. Свободное владение содержанием школьного курса физики позволяет потом главное внимание уделять совершенствованию методики, выработке своего стиля отношений с учениками. В конце концов понимание физики сокращает время подготовки к уроку, позволяет заниматься другими делами. А в школе их, поверьте, очень много. Обычно прихожу в школу к 9 часам и работаю до 5-6 часов вечера. И ещё. Убеждён, что школьники очень быстро распознают интеллектуальный уровень своего учителя, его профессиональные знания. Никакие методические открытия не помогут, если сам излагаешь материал нечётко и неясно. При такой нечёткости непонимаемость материала раздражает ученика, а это уже условие для нарушения дисциплины и т.п. Словом, надо знать, знать и знать. Знания и умения по физике в вузе можно получить хорошие. В основном это зависит от самого студента. Обращаясь ко времени учёбы в институте, сейчас особенно понимаю, что нередко как раз такой установки у студента и не хватает. Почему? Не знаю. С моей сегодняшней точки зрения очевидно, что в педагогическом институте больше внимания должны уделять практической методической подготовке. Но как это сделать, мне сказать трудно.

Ю.А.: Что бы Вы пожелали в связи со сказанным студентам, будущим учителям?

А.В.: В институте, несмотря на призывы преподавателей, многие живут только одним днём. Лишь бы сдать зачёт или экзамен. Как-то формируется установка: доживу до школы, там видно будет. Поэтому после экзаменов многие конспекты, другие записи летят в урну. А ведь работа учителя – это я здесь особенно чётко понял – требует разнообразных материалов. За неделю, за месяц их не создашь. Надо их копить. Поэтому пожелал бы будущим учителям копить самый разнообразный материал, складывать его в папки. Что вроде бы сложного: при выполнении любого дела всё время помнить вопрос: а что мне взять в мою педагогическую копилку? Конечно, такой работой заниматься не заставишь. Но какими словами убедить будущих учителей, не знаю. А ещё пожелал бы овладеть искусством фотографирования – оно очень помогает в оформлении кабинета, на первых порах позволяет вовлечь учеников в кружок. И, конечно, всё то, что в вузе мы получаем по подготовке и проведению урока, должно тщательно и аккуратно фиксироваться. Это прежде всего конспекты уроков: двадцать-тридцать конспектов мы должны иметь с педагогической практики, да можно ещё и самостоятельно подготовить. Как это потом позволит сэкономить время!

Ю.А.: Вы уже более полугода работаете в школе. Естественно, то в первые месяцы впечатления наиболее яркие, суждения наиболее обострённые. Что бы Вы изменили в сегодняшней школе, если бы Вам предоставились неограниченные полномочия?

А.В.: Это трудный вопрос, так сразу и не ответишь. Во-первых, на мой взгляд, в школе должна быть поднята роль рядового учителя, должно быть больше демократии в управлении. Больше доверия, меньше прямых команд, особенно во внеурочной деятельности. Всё-таки излишне часто мы увлекаемся внешними эффектами. Много проблем связано с оценкой. Пока ещё она не отражает действительного положения вещей. К тому же оценка должна быть единой для всех – в этом её воспитательная функция. Считал бы совершенно необходимым в конце года проводить экзамены, спрашивать и с учителя, и с учеников по итогам года. Лучших школьников освобождал бы от некоторых занятий. Учёба со всеми своими особенностями есть труд, а не развлечение. А ведь не секрет, что нередко ученик не учится, а что с ним сделаешь? Пройдите практически в любой класс и внимательно посмотрите, ведь в классах есть ученики, которые практически не могут усвоить и не усваивают программу. Как с ними быть? Закрывать глаза на эту проблему, значит вредить школе, этим же ученикам, которые получая нагрузку не по силам, начинают ненавидеть учёбу.

Если бы я мог, то я бы резко сократил время всевозможных заседаний: не более трёх-четырёх часов в неделю. Нужен буквально лозунг: «За культуру собраний». Чёткая постановка проблем, её принципиальное рассмотрение, коллективное решение, регламент – вот далеко не полный перечень нерешенных пока проблем.

Ещё я бы сократил количество мероприятий со школьниками. Например, отменил бы классные часы, а оставил бы классные собрания. Годами проводится масса мероприятий, а многие ли действительно нужны школьникам? В конце концов, лучше меньше, да лучше. Стоит ли увлекаться проведением мероприятий с какой-то конкретной воспитательной целью, скажем, одно трудовое, другое патриотическое и т.д.? Ведь воспитание осуществляется в комплексе.

Ю.А.: Вы только что провели открытый урок. Полезно ли было для Вас его проведение? Критика Вас не обижает?

А.В.: К уроку много готовился, провёл его иначе, чем на педпрактике в институте. Доволен проделанной работой. Все замечания записал. Они справедливы. Вообще, все доброжелательные замечания воспринимаю нормально. Но если не согласен, то стремлюсь отстоять свою точку зрения.

Что можно добавить к сказанному? Есть у Андрея Витальевича всё, чтобы его работа шла хорошо. Пожелаем ему удач.