Вадим Васильевич Колотилов: траектория творческой жизни

(Письмо к 80-летию со дня рождения)

         

Траектория трудовой и творческой жизни В. В. Колотилова – прямая линия: после окончания школы – инженерный факультет Горьковского сельскохозяйственного института, после окончания института – ремесленное училище № 5 г. Кирова, а за ним более пятидесяти пяти лет – Кировский государственный педагогический институт…

Дорогой Вадим Васильевич, ваша профессиональная деятельность сложилась закономерно успешно: аспирантура в МОПИ (Москва) и защита диссертации (1969), доцент (1972), профессор (1992), более пятнадцати лет заведующий кафедрой общетехнических дисциплин. Вы вдохновитель и основатель многих дел на индустриально-педагогическом факультете и кафедре: под вашим руководством выполнена первая курсовая работа, по материалам которой была опубликована статья в журнале «Школа и производство» (1963), защищена первая выпускная квалификационная работа, вы стояли у истоков аспирантуры и ваш аспирант защитил первую на факультете кандидатскую диссертацию в нашем диссертационном совете...

И всё же, наверное, главное – это создание теоретического основания для обучения и организации учебного процесса с самого первого дня существования факультета – первого сентября 1959 г. Тут сложилось всё: забота о материальной базе, разработка учебных программ и создание учебных пособий, проведение опытной и научно-исследовательской работы… В этой работе выросли и проявились самые важные для человека и гражданина качества вашей личности. О них мы должны и желаем сказать.

Грань первая – верность делу. Вадим Васильевич! Вы – методист высшей пробы: у вас вдумчивый характер, цепкая аналитическая жилка при обращении с фактами, вы всегда ориентированы на максимально конкретное (а значит, – всеобщее) научное решение вплоть до чертежа, действующего макета установки, детального решения задачи, у вас бесконечная терпимость и живой интерес в совместных поисках нужного решения вместе со школьником, студентом, аспирантом…

В своей научно-методической деятельности вы последовательно и целеустремлённо идёте к творчеству. Вот эта логика в названиях ключевых работ: программа новой учебной дисциплины «Техническое моделирование и конструирование» (в соавторстве, М., 1979)  «Методика трудового обучения и общетехнических дисциплин» (в соавторстве, М., 1980) – учебное пособие «Техническое моделирование и конструирование» (в соавторстве, М., 1983) – «Техническое творчество учащихся» (в соавторстве, М., 1989) и авторские пособия «Внеурочная работа по технике и труду» (Киров, 1989) – «Практикум по методике изучения автодела» (Киров, 2001)… Вспомним: трудное было время! Каждая такая работа – достижение не только лично вас, но и достижение нашей науки. Неслучайно сейчас интерес к проектированию и моделированию только растёт…

Типичный жизненный сюжет. Вы были долгие годы членом научно-методического совета ТО и ОТД Министерства просвещения СССР. Как всегда идёт борьба за какое-то конкретное решение и вот уже сформулировано решение. И вроде бы все согласны. Но несколько неожиданно и как бы внешне спокойно берёт слово Вадим Васильевич: а вот надо бы так, и вот почему… И, действительно, как это мы сразу не увидели, ведь это лучшее решение… Мы многократно видели, как, с одной стороны, Вадим Васильевич кажется спокойно созерцает за дискуссией, но, с другой стороны, незаметно и настойчиво идёт внутренняя напряжённая и заинтересованная мыслительная работа, которая в итоге даёт разумный результат. Вадим Васильевич внешне неторопливо, но глубоко мыслит.

Грань вторая – творчество. Нацеленность на организацию творческой деятельности школьников, студентов, аспирантов – ваш верный и стратегический ориентир в жизни. И сами вы, в своих многочисленных методических исследованиях, всегда в напряжённом поиске новых решений. В творчестве легко по определению не бывает.

Долгие годы, уже в статусе профессора, Вы, Вадим Васильевич, работаете в областном Центре детского (юношеского) технического творчества: участвуете в организации и проведении областных олимпиад по технике и труду и конкурсов творческих проектов, профессионального мастерства, много консультируете преподавателей…

Сколько на кафедре было сломало копий в поисках методических решений в организации исследовательской деятельности студентов. И в 60-е, и в 70-е, и в 80-е годы вы вместе с коллегами понимали, что альтернативы творчеству нет. Большим и долговременным творческим делом был проект по научно-методическому обеспечении олимпиадного движения: в школах области было 43 учебных цеха, а их нужно было поддерживать, создавались ученические бригады и в 1963 г. на площадке Кирова был проведен второй Всероссийский слет производственных бригад, выпускались бюллетени о рационализаторских и конструкторских предложениях школьников, студентов, учителей… И первая публикация из опыта организации олимпиад по трудовому обучению была в журнале «Школа и производство» за вашей подписью! Гордостью факультета в те годы является постоянно действующая выставка творческих работ: микроавтомобиль, модели самолетов и др.

Утверждают, что мышление без чувств не бывает. И как характерно ваше увлечение инструментальной музыкой! В этом вы и сейчас образец для нас! Неслучайна также любовь к охоте и рыбалке… Широта интересов любого преподавателя – ресурс в воспитании студентов.

Грань третья – настойчивость. «Нет, Юрий Аркадьевич, я с вами не согласен. Диссертация ещё сырая, в условиях предзащиты её невозможно улучшить до нужного качества…» – такие ваши слова воспринимались с неким внутренним удовлетворением. Как часто не хватает оппонента, который найдёт, не побоится выразить иную идею, поможет её понять и подарит.

Смеем утверждать, что в большинстве случаев без настойчивости научного руководителя не получается ни хорошей диссертации, ни хорошего диплома, ни хорошего соискателя. Надо реально жить возникшим, обозначенным образовательным делом. Тогда будет результат. Неслучайно все соискатели Вадима Васильевича успешно защитились. В те годы целеустремлённо разрабатывалась методика организации проектной деятельности через построение средств включения учащихся в творчество. В итоге – по данному перспективному научному направлению были защищены диссертации А. С. Чебаковым, В. Б. Коноваловой, С. И. Мелёхиной.

Грань четвёртая – доброжелательность. В работе редко выпадает ситуация для смеха или улыбки. Чаще всего преподавателю достаётся доля решения сложных проблем. В этой ситуации внешне вы бываете хмуры, но внутри идёт работа мыслей и чувств для помощи собеседнику или коллеге.

И вот один памятный случай. В нашем диссертационном совете готовила диссертацию к представлению соискатель из Сыктывкара Н. Н. Новикова. Но не всё с формулировками темы и новизной решений складывалось хорошо. И хотя формально вы не были научным руководителем, но приняли активное участие в её творческих поисках и помогли дойти до защиты. Такая помощь в каждом конкретном случае дорого стоит.

Много лет уже замечаем: внешне по форме и словам умных людей много, но по сути, по делу – меньше… Вы всегда –­ тяжело или легко – несёте добро. И пусть Вам постоянно светит Солнце!

Ю. А. Сауров,
А. М. Слободчиков,
С. А. Смирнов