Самый важный, исторически и социально, урок физики…

 

Во всём мне хочется дойти
До самой сути…
Б. Пастернак

           

Прошло так много лет, что кажется будто я всегда работал в Кировском институте усовершенствования учителей (ИПК и ПРО, ИРО). И в памяти наиболее ярким делом осталась совместная научно-методическая деятельность в рамках временных творческих коллективов учителей физики. Вот краткая история одного Дела.
Где-то в 1993 году была впервые организована деятельность двух творческих групп учителей физики по реализации научно-методического проекта – создание технологии обучения в форме системы моделей уроков. Одна группа (заслуженные учителя В. Н. Патрушев, К. И. Гридина, Л. М. Кокорина, Л. А. Рябова, А. И. Караваев) занялась подготовкой моделей уроков курса физики 7 класса. Вторая группа тогда молодых учителей (А. А. Харунжев, К. А. Колесников, М. В. Исупов, К. А. Коханов, А. К. Ковырзина, О. Н. Вохмянина) эту же работу должна была выполнить для 8 класса. За год интенсивной совместной деятельности были подготовлены и вышли в свет шесть учебных пособий моделей уроков для учителей физики.
Особенно удачными по содержанию и форме оказались разработки моделей уроков для 7 класса. А. И. Караваеву удалось объединить в одну тему «Введение в курс» и «Первоначальные сведения о строении вещества», в том числе революционно рассмотреть поля и волны в дополнении к веществу. К. И. Гридиной и Л. М. Кокориной удалось несколько невнятную по названию тему «Взаимодействие тел» структурно трансформировать в тему «Механические явления». Каждый урок этой темы получил классическое выражение по отбору содержания и средств его усвоения. В. Н. Патрушев и Л. А. Рябова радикально разделили изучение давления в жидкостях и газах, что позволило упростить структуру темы, легче ввести основные понятия и законы, а затем спокойнее отрабатывать их на новом материале. Уже тогда в рекомендациях авторы настаивали на резком различении мира природы (физических объектов и явлений) и мира науки (понятий, законов, моделей), и значение этих методологических знаний только растёт. Новизна и чистота методических решений оставляет и сейчас (через 20 лет!) востребованными данные работы. Так, наши студенты используют эти канонические разработки на педагогической практике.
А в те годы сначала приложение «Физика» газеты «Первое сентября» публикует все уроки для 7 класса Кировских учителей (1997, 1998), а затем в форме книги ещё трижды (что уникально!) переиздаёт эти материалы в Москве для учителей физики всей страны (1998, 2000, 2002). Выше оценки не бывает!
Но немаловажно, что у этого дела была предистория. В начале 80-х годов на методическом семинаре «Современный урок» учителей физики Октябрьского района города Кирова (руководитель Л. Н. Барамзин) в совместной творческой деятельности учителей и методистов разрабатывались и проводились открытые уроки нового поколения. Активными участниками семинара были доцент Г. А. Бутырский, методист К. И. Гридина, учителя Л. А. Рябова, Л. М. Кокорина и др. Как продолжение в 1984-1985 гг. по заказу АПН СССР в Кирове проводился педагогический эксперимент по внедрению нового учебника физики. И здесь вновь активно и творчески проявили себя многие учителя.
Но радикально новым и смелым организационно-методическим решением руководства Кировского ИУУ (Г. М. Шульмина) было заключение в 1989-1992 гг. хоздоговорной темы «Разработка моделей уроков по механике и молекулярной физике и их внедрение в учебный процесс» с методистами пединститута (Г. А. Бутырский, Ю. А. Сауров и др.). В итоге по двум фундаментальным теориям были построены и изданы модели всех уроков физики, в их апробацию были вовлечены десятки школ Кировской области. В условиях резкого падения изданий методической литературы это был выход.
И вот постепенно накопились исторические по значению, по эффекту результаты научно-методической деятельности. Они уже нам не принадлежат – принадлежат учителям физики страны. Издательство «Просвещение» издаёт 7 книг моделей уроков для всех разделов старшей школы (Ю. А. Сауров, Г. А. Бутырский, В. В. Мултановский; 1992, 1996, 1998, 2005, 2010) общим тиражом 78 тыс. экземпляров. Знаю, что это рекорд для изданий методической литературы по физике последних 20 лет. Но примерно в это же время в Кировском ИУУ были изданы модели всех уроков физики для базовой школы, причём иногда в вариантах решения. А это десятки малотиражных изданий. В итоге они дошли почти до всех учителей физики нашей области. Именно в разработке этих изданий прямой вклад внесли названные выше учителя. А роль Кировского ИУУ в поддержке этой работы трудно переоценить.
Понятие о моделях уроков как эффективной технологии обучения физике из Кирова пришло в методику физики как науки, стало ещё одним из факторов признания вятской научной школы методистов-физиков. Жизнь, практика, конечно, выше науки, но только наука создаёт язык для практики. Сейчас без этого языка обучение невозможно.