С Аркадием Михайловичем Слободчиковым я вместе работал – он был проректором по учебной работе Кировского госпединститута, я – одним из деканов. Потом он был ректором, я – преподавателем, сейчас он стал преподавателем, и я остался преподавателем. В публикации собрался общий итог многолетних дум, поисков и оценок.

 

Образование: вечный поиск смыслов…

 

Профессор Вятского государственного педагогического университета, кандидат химических наук, профессор Аркадий Михайлович Слободчиков родился 13 июня 1941 года в деревне Галки Сунского района. А значит, он – сын военного времени. И, наверное, многие, знающие его, найдут в нём черты того великого, трудного, победного времени. Прошло 60 лет. Как это много и мало одновременно! Но в любом случае сейчас время «собирать камни». Об этом и разговор с юбиляром.

Он покоряет вдумчиво добрым отношением к собеседнику, кто бы тот ни был. Не случайно Аркадия Михайловича не просто уважают, но и любят.

В последние двадцать лет в образовательном мире Кировской области с личностью А. М. Слободчикова связаны многие значимые, весомые дела.  Будучи ректором вуза (1988-1999), он поднял Кировский госпединститут на новый уровень – Вятский госпедуниверситет. Здесь жила атмосфера духовного поиска, высоких нравственных целей и ценностей. И не было противопоставлений интересов вуза и школ. Вот почему в поиске смыслов так важен уровень и разрез понимания проблем современного образования таким опытным, умным и радеющим за дело человеком, как А. М. Слободчиков. Поэтому и вопросы ему заданы трудные и высказана просьба – ответить остро, принципиально.

Ю.А.: Аркадий Михайлович, как жить? Складывается впечатление, что на этот вопрос нет ответа. А ведь вопрос этот возникает вновь и вновь… И особенно важен для молодёжи.

А.М.: От такого вопроса не убежать: он возникает в юности как черта, с которой начинается осознанное отношение к миру и себе. Что тут поделаешь: быть человеком трудно. Если сам факт рождения – подарок случая, то жизнь – это работа не только рук, но души и сердца.

Современные философы утверждают, что именно деятельность души строит человеческий мир. И это последовательный материализм. Работать надо. Но хочу со всей определённостью отделить и подчеркнуть значимость как материального, так и духовного производства. В ближайшее столетие не может быть человека как человека без производства вещей, хотя духовное производство расширяется, углубляется, убыстряется. И всё больше становится материальным фактором, может быть, даже в прямом смысле. Мы так мало ещё знаем о предназначении человека…

Если посмотреть под этим углом зрения на мою жизнь, то получается, что путь, выбранный мною и судьбой, – самый счастливый. Образование находилось, находится и будет находиться на острие многих дел. Во-первых, это великое Дело построения человека, передачи ему опыта предыдущих поколений. Ясно понимаю, что во всех смыслах – личностном, семейном и даже экономическом – это самое главное производство. Во-вторых, это во многом единственная возможность построить самого себя. По отношению к себе нет выше цели. В-третьих, для всех нас образование – это средство для совершения конкретных дел – от науки до практики. Это средство преобразования мира, причём самое важное.

Ю.А.: Аркадий Михайлович! Нельзя не задать вопроса: что для Вас Вятский государственный педагогический университет? Что помнится очень ярко? Что хотелось бы забыть, да не забывается?

А.М.: В 1958 году я стал студентом Кировского госпединститута, после ряда лет работы в школе вернулся сюда в 1964 году на кафедру химии преподавателем. Таким образом, с институтом связано более 40 лет, прошёл все должности от преподавателя до ректора. Может быть, поэтому по большому счёту это мой дом.

Конечно, самым трудным, ответственным, но и продуктивным, памятным был десятилетний период работы ректором. Время переломное во многих смыслах. Но, не смотря порою на тяжелейшее финансовое положение, удалось обеспечить развитие вуза. Вот лишь некоторые факты: в три раза увеличилось число докторов наук, профессоров и значительно преподавателей с учёными степенями и званиями, более чем в три раза расширилась аспирантура и открылись диссертационные советы, были открыты три новых факультета и впервые три института в структуре университета. В целом сложилась новая, более сложная и динамичная система учебного заведения, что соответствовало изменившимся потребностям в кадрах.

Все эти годы вуз сознательно и активно участвовал в совершенствовании системы образования Кировской области, в частности, мы помогали становлению инновационного движения в школах.

Вуз дважды успешно прошёл государственную аттестацию, по итогам первой в 1995 году получил статус педагогического университета. Но, может быть, главное было в том, что в трудное время коллектив института достойно выдержал напряжение проблем и смог шагнуть вперёд. И в этом процессе почти ежедневно я ощущал поддержку коллектива вуза, проректоров А. Г. Балыбердина, В. С. Данюшенкова, В. С. Семакова, деканов факультетов.

Ю.А.: По вузовской специальности Вы – учитель химии, по науке – химик, по должности и деятельности – педагог. У вас громадный управленческий опыт. С высоты этого опыта как Вы оцениваете ситуацию в образовании? Что надо делать? А что делать не надо? Не кажется ли Вам, что у нас с гуманитаризацией обучения не вс` точно, что гуманитарные смыслы подменяются гуманитарными учебными предметами?

А.М.: Насколько помню, у системы образования всегда было много проблем. Так, например, вопрос о качестве образования периодически возникает вновь и вновь. И это нормально. Плохо, когда проблемы не замечаются, заговаривается или решаются негодными средствами, т.е. всё равно по большому счёту не решаются. Жаль, что сейчас многое упирается в деньги, а ведь это только одно из средств. Специфическое, важное, но далеко не главное.

Я никогда не противопоставлял естественное и гуманитарное знание. Знание есть знание. В обучении же все знания – прежде всего гуманитарные и направлены на развитие человека. Причём, например, такие науки, как физика, химия, биология накопили такие специфические знания, что полноценно человеческое в человеке без них понять трудно, а реализовать невозможно. Проблему вижу в нашем неумении использовать знания, особенно точные, во благо личного и общественного развития. Не умеем мы просто и интересно усваивать мир физики и химии. Трудно. Но опыт показывает – можно.

В целом образованию трудно. Но оно всё равно развивается быстрее, чем другие области. Развивается трудом людей, в первую очередь учителей. И в этой связи обязан сказать о спокойной и дальновидной позиции по многим вопросам главы департамента образования А. М. Чурина. С ним у нас всегда был общий язык, который невозможен без поддержки начальников рай (гор.) уно, педагогической общественности.

Ю.А.: Личностно-ориентированное обучение, развивающее обучение, субъект-субъектные отношения, индивидуальная образовательная траектория… В области образования появилось много новых терминов, идей, концепций, программ, проектов. Как бы вы с учётом традиций выразили наиболее существенные черты поисков в области реформирования современного образования?

А.М.: Во-первых, должно быть уважение и любовь к человеку, к личности школьника. Это совершенно необходимо. Без этого часто нет мотивов учения, а значит, нет смыслов в учебной работе, слабо работает такая великая ориентировка нашей деятельности, как образец.

Во-вторых, должно быть востребованное временем и личностью содержание образования. Жизнь показывает, что оно должно быть разнообразным, вариантным и вариативным. Мир становится сложнее, процессы динамичнее. Чтобы успевать за вызовами времени, надо уметь смело и глубоко мыслить. И дело не только в хороших учебном плане, программах, учебниках… Замечу, что этого можно и не дождаться. Дело в учителе. Планы, программы, учебники мало что изменят, если их не оживит талант, дух, страсть, профессионализм педагога. И здесь трудно переоценить роли инновационного движения в школе и вузе.

Немаловажно и то, что в сейчас происходит существенное переосознание учебных систем знаний, всё большую роль в содержании всех предметов начинает играть методология науки. В самом деле, уже мало просто знать. Этим никого не удивишь. Необходимо конкретное знание в нужный момент, в данном месте. Это знание (даже если оно классическое) становится динамичнее. Его труднее заложить в учебники. Ещё и поэтому объективно роль учителя повышается. Но возникает новый вопрос: какой должен быть этот учитель? Задумаемся, ищем ли мы ответ?

В третьих, образование в постиндустриальном обществе всё больше становится фактором материальным, в том числе и по характеру процедур. Не случайно говорят о технологиях обучения. Знание  становится фундаментальным для нового века товаром, не просто выгодным, а сверхвыгодным. Мы этого пока явно не чувствуем, потому что считать прибыль от такого товара не научились. А ведь это не за горами…

Ю.А.: Аркадий Михайлович, лично для меня и многих моих коллег качество жизни определяется далеко не только деньгами, хотя за последние десять лет уровень нашего материального благосостояния сильно упал. Но всё же, как в наши сложные времена нравственно, духовно поддержать талант, поддержать интеллектуальный поиск?

А.М.: Постепенно устанавливаются правила игры, процедуры, действия в нашей образовательной сфере. В этих условиях частично восстанавливается система поощрений, но она явно не отвечает времени. Нового не придумали, старое ушло или уже не воспринимается. Тёплая благодарность – это тоже ресурс.

Людей творческих надо пестовать, поощрять, Пусть сначала будет скромно. Но почётно. Смыслы – это не просто какой-то результат, это проекты дел, это процессы. Не случайно говорят: смысл жизни – в деле. Вроде бы примитивно. Задумаешься, ан, нет. Знаю много конкретных людей, Учителей с большой буквы. Каждый из них являет собой не просто то или иное дело, а вереницу дел. Их духовные искания, смыслы находят материальное воплощение и живут. Я преклоняюсь перед такими людьми. И главное, их много. Надо лишь видеть. Назову некоторых. В нашем вузе высокую планку учёного и человека несли и несут профессора В. В. Мултановский, А. В. Эммаусский, Е. И. Кирюхина, В. И. Чернов, В. Ф. Сахаров, С. А. Липин, В. З. Юсупов и другие. Всегда уважал Дело и гражданскую позицию заслуженных учителей школы России. Из числа выпускников вуза их более 800. Многих из них знаю лично.

Ю.А.: И последний вопрос: о чём Вы мечтаете и какой проект хотели бы выполнить?

А.М.: Как и раньше, всё время ощущаю жажду общения со студентами, коллегами, подвижниками Вятского края, причём замечаю, что глубинные мысли именно у добрых по сути людей. Черпаю из этого бездонного родника мысли и чувства. В последние годы научный интерес всё чаще уводит в методологию науки. Недавно вышел первый вариант моего учебного пособия для студентов по методологии химии. Работаю над совершенствованием книги, хотелось бы построить курс надолго. А с высоты 60-ти лет отчётливо вижу: свою жизнь надо аккуратно, с любовью строить, как научный проект. И в этом моё понимание смыслов образования.