Нет слова лучшего – Учитель

 

Учитель – из всех массовых профессий самая «общественная». Именно в школе общество передаёт в концентрированном теоретическом виде выраженный в знаниях опыт предыдущих поколений. А учитель – проводник знаний, действий, отношений… Вот почему школе так необходимо внимание государства, общества, отдельных людей. Вот почему одним из условий профессиональной работы, на мой взгляд, является признание результатов труда учителя, признание и уважение его личности как права, как условия УЧИТЬ…

Уже давно знаю учителя физики вятской гуманитарной гимназии Гамову Галину Тихоновну. Её имя ученики школы с уважительным трепетом, бывшие выпускники добрым словом вспоминают уроки физики, давшие многое для жизни. И моё мнение вполне определённо: я хотел бы учиться у неё. На все «почему» – не ответить, но штрихи стиля работы учителя видны из диалога с ней.

Ю.А.: Галина Тихоновна, в моем представлении урок – это сложное, специально конструируемое учителем явление, может быть, даже действо. Значение учителя в подготовке и проведении урока трудно переоценить. Если конец – делу венец, то начало – залог успеха. Как вы начинаете свой урок?

Г.Т.: Со студенческих лет запомнила завет: как войдешь в класс, так и урок пойдёт. Поэтому перед уроком стараюсь отрешиться от суетных и мелких дел и проблем, собраться, «оживить» свои собственные знания. Ученики очень остро чувствуют состояние учителя. Надо самой жить миром знаний, тогда и наступает своеобразный «резонанс» с классом, создаётся атмосфера урока. И не нужны искусственные приёмы.

При подготовке к уроку ставлю себя в позицию ученика, ведь для него материал учебника «зашифрован», надо помочь ему освоить язык науки, надо найти нужные слова. Вот почему речи школьников уделяю большое внимание: я противник односложных ответов – «да» или «нет». У меня всегда наготове вопросы: а почему так? как доказать? где применяется?

Ю.А.: Сейчас уже не секрет, что успеха в любой сфере деятельности можно достичь на путях системного решения проблем. Понятно, что у любого учителя с течением времени складывается свой стиль работы, формируются привычки, пристрастия… Жизнь убеждает, как их трудно менять. Поэтому вопрос об эффективности, может быть даже технологичности приёмов, организационных и методических решений – один из самых острых. Здесь каждая находка ценна, любой опыт полезен. Какие подходы в организации глубокого прочного усвоения знаний характерны для вашего урока? Что вам нравится и что не нравится в современной школе?

Г.Т.: На эти вопросы нелегко ответить. Во-первых, многое зависит от подготовки учителя. Мне кажется, что в последнее время внимание к этой стороне педагогической деятельности ослабло. Я помню, как меня в начале работы учили готовиться к урокам. Уже в первый день ко мне подошла завуч и попросила конспект, помогла в построении урока советом. Очень часто, иногда на нескольких уроках подряд, ко мне в класс приходил директор. Просматривал конспект, отмечал недостатки, прямо в тетради записывал свои выводы – что удалось и что нет в подаче темы. Сейчас такая тщательная работа почти утеряна. А работа над конспектом необходима. Без подготовки невозможен хороший урок, но сама подготовка немыслима без записей, планирования урока, поиска экономной логической линии в изложении материала. Правда, в конце концов работать по-хорошему – дело совести каждого.

Я в своей работе никогда не подстраивалась под модные приёмы, новые веяния. Беру то, что считаю нужным, во что верю. Например, многие годы использую наработки методистов пединститута. Мне нравятся в них конкретность, организация диалога на уроке, приёмы обобщения материла, примеры решения задач, наконец, разнообразные экспериментальные задачи. Признаюсь, эксперимент я не очень люблю. Но прекрасно понимаю, что хороший опыт – это успех урока. Поэтому стараюсь, несмотря на трудности с оборудованием, другие сложности, всё-таки готовить опыты.

В отношении с учениками у меня нет особых проблем. Я в нашей школе сама училась, многие родители теперешних учеников учились у меня. В какой-то степени отношение ко мне как к учителю передаётся от моих бывших учеников к их детям.

При назревании конфликта очень большое значение имеет разговор один на один с учеником. Посмотреть ему в глаза, показать заинтересованность взрослого человека в его проблемах, его судьбе. Это определяет многое… Но бывает и наоборот: необходимо вовремя одёрнуть ученика, определённо без скидок высказать свою оценку его знаниям или поведению. Без дисциплины, без самодисциплины не может быть жизненных успехов моих учеников. Я не могу не учитывать этого. Я не могу, желая доброго каждому школьнику, не требовать серьёзного отношения к предмету. К сожалению, в последнее время происходит падение интереса к естественным предметам: школьники реже выбирают физику и математику, не сдают экзамены по этим дисциплинам. Не всегда это оправданно, не пожалеть бы потом. Физика в сильной степени формирует логическое мышление, развивает кругозор. Разве без неё возможно современное научное мировоззрение? Отрицательно отношусь к необдуманному, а по существу, формальному сокращению программ. Без техники нам не построить экономики, будут недоучки – будут катастрофы на транспорте, электростанциях, заводах… Мой опыт подсказывает, что хорошее знание физики помогает продвижению и в чисто гуманитарной сфере. В жизни надо многое знать. А возможность выбора предмета пока ещё толкает школьников по линии наименьшего сопротивления. Хорошо поменьше учить, но дальновидно ли это? В бурях политических страстей мы, похоже, забыли о том, что научно-технический прогресс меняет облик нашего мира, прямо влияния на образ жизни людей, на экономику и политику.

Ю.А.: Ваши уроки известны глубиной, чёткой системой организации работы школьников. Им некогда скучать, их всё время ждёт вопрос, задание… Ученики привыкли к требовательности, к точной, не завышенной оценке их успехов. Расскажите о сегодняшнем вашем уроке. Как он был построен? Что удалось, а что нет?

Г.Т.: В одиннадцатом классе прошёл урок на тему «Передача электроэнергии на расстоянии».

В начале, как обычно, повторили материал, необходимый для изучения нового. Сегодня нужно было восстановить знания о принципе работы, устройстве трансформатора. Для этого решили довольно трудную качественную задачу. Затем была рассмотрена задача на потерю энергии в проводах. После чего, естественно, формируется учебная проблема урока: как уменьшить потери при передаче электроэнергии от генератора к потребителю?

При изложении нового стараюсь вовлечь и самих ребят в осмысление: беседуем, задаю вопросы. При решении задач считаю важным помочь движению их мысли. В качестве опоры для лучшего усвоения и запоминания понятий и законов, для понимания логики рассуждений в тетрадях обычно записываем краткий план изученного. В конце урока повторяется и выделяется главное, а на этой основе – комментируется домашнее задание. Школьники должны точно знать: что нужно запомнить, на какой рисунок учебника обратить внимание, что прочитать или решить дополнительно.

Что на уроке не удалось, стараюсь определить в начале следующего. Без этого нельзя идти дальше. В нагромождении незнания на незнание – корень всех наших проблем.

В школе гуманитарного профиля, такой, как наша, физике трудно конкурировать с другими предметами. Но всё же ежегодно мы проводим Дни физики, неплохо участвуем в районных олимпиадах, совсем недавно в пединституте на турнире  Ломоносова в числе победителей был и наш ученик. Наши выпускники учатся на естественно-научных факультетах политехнического института, ряда московских вузов. Опыт убеждает: знания, полученные при изучении физики, не пропадают.

 

Время бежит быстро. Во многом позиция и мысли Галины Тихоновны мне близки. А ведь это удивительно: между нами – целое поколение. Но правда и другое: здравый смысл объединяет людей.

Что же такое духовность? В чём она выражается? Думаю, прежде всего – в умении строить жизнь не в расчёте на эгоистическое «я», а растить, как точно говорили прежде, доброе, вечное. Никакими призывами, модными фразами не заменить умения честно и качественно делать своё Дело. Можно позавидовать Галине Тихоновне: она богата чёткой и ясной позицией Учителя и Человека. Она имеет право смотреть и смотрит прямо в глаза.