Профессор Сауров: физик и лирик…

 

В конце прошлого года Кировская городская библиотека им. А.С. Пушкина подвела итоги творческого конкурса «Жизнь замечательных детей нашего края». Десятиклассница Вятской гуманитарной гимназии Ольга Втюрина написала о профессоре Вятского государственного гуманитарного университета Ю. А. Саурове. Сегодня, в День российской науки, мы представляем её материал.

 

На юге Кировской области в небольшом старинном городке с добрым названием Яранск родился и провёл свои детство-юность признанный российский учёный, профессор кафедры теоретической физики и методики преподавания физики (ныне – дидактики физики и математики) Юрий Аркадьевич Сауров – знаток и любитель восточной и философской поэзии, обладатель диплома за лучшую публикацию-миниатюру о литературе – победитель творческого конкурса «Жар-птица»…

В кабинете члена-корреспондента Российской академии образования Ю. А. Саурова первым делом обращаешь внимание на книжные шкафы: в одних – книги по физике, среди которых очень много работ самого Юрия Аркадьевича (он автор трёхсот публикаций и в том числе монографии «Основы методологии методики обучения физике», которую коллега-профессор А. М. Слободчиков назвал вершиной теоретического творчества Ю. А. Саурова), а в других – художественные произведения, книги по искусству.

Сразу спрашиваю Юрия Аркадьевича о значении книги в его жизни.

Ю.А.: Любовь к книге сопровождает меня всю жизнь. Читать вообще полезно – это знают все. А вот что читать и как читать – знает не каждый…

Я не помню, какую книгу мне прочли впервые. А вот наиболее сильное, восторженное чувство, идущее из глубины детства, связано с трудным, неумелым движением моей руки с огрызком карандаша по листку самодельного блокнотика.  Почему так хотелось начертить эти знаки – какие-то чёрточки, кружочки, квадратики… Что несли эти знаки-рисунки маленькому человеку? И может быть, оттуда это трепетное отношение к странице с буквами?

В школе пришло понимание книги как инструмента познания и необходимости – подобно одежде. Постепенно проснулась страсть к книге, вызванная, с одной стороны, потребностью понять эту «непонятную» окружающую жизнь, с другой – окунуться в другие миры и эпохи, в необычные отношения между людьми. Особенно много читал в одиннадцатом классе и года два-три после школы.

В старших классах у нас работала недолго учительница литературы, поэтому, к сожалению, я не вспомню её имени, но она оставила очень глубокий след в моём гуманитарном образовании. Она сама была очень восприимчива к литературному миру и меня ввела в круг произведений, которых не было в школьной программе. Тогда я познакомился с произведениями и Германа, и Катаева, и Симонова…

На абонементе Яранской районной библиотеки был свободный доступ к книгам, и я бродил в лабиринте стеллажей, перебирал их, читал выдержки из одной, другой, третьей… Даже сейчас помню, где стояли собрания сочинений Золя, Бальзака, Стендаля. Когда был объявлен конкурс на лучшего читателя, в нашей возрастной группе этот конкурс выиграл я. Кстати, среди победителей оказался и мой учитель, преподававший электротехнику, Н. Н. Кузнецов. В памяти живёт самое доброе отношение к нам, читателям-школьникам, яранских библиотекарей: Е. Юшиной, Т. Шарыгиной. Кланяюсь им низко, так как и через них шло тёплое отношение к книге.

Умение общаться с книгой, опьянение от книжных миров – яркое впечатление юности. В моей сегодняшней домашней библиотеке процентов 40 книг сохранились с яранского периода. Есть среди них редкие издания. Вот «Три века русской поэзии». Купил в Яранске в 1969 году. Это одна из первых антологий. В то время отдельно не печатали М. Цветаеву, Б. Пастернака, а в этой книге они есть. Это издание давало широту видения поэтического мира, и я с удовольствием его постигал…

О.В.: Юрий Аркадьевич, а чем увлекались яранские мальчишки 50-х годов, кроме чтения?

Ю.А.: Я уже упомянул своего учителя электротехники Н. Н. Кузнецова. Так вот, он был руководителем духового оркестра, в котором я с удовольствием занимался. А ещё успешно и долго занимался в кукольном театре при районном Доме пионеров. Делали разные постановки.

Я строю будущее, я, образно говоря, – каменщик будущего. Моё основное предназначение с этим связано. И отчасти оттуда это идёт, из детского кукольного театра – желание построения чужой жизни. Это ведь целая философия. И к себе нужно относиться, как к куклам – это рефлексивное качество самопознания и самосознания.

Мальчик, который увлекался книгами, чтобы понять жизнь провинциального городка, вырос, но продолжает изучения мира. Он считает, что для его понимания нужно изучать естественные науки, хотя убеждён и в том, что интерес к познанию может быть реализован через любой учебный (научный) предмет. Так сложилось, что он посвятил жизнь серьёзной науке – физике. Читаю названия опубликованных трудов учёного: «Разработка моделей уроков по механике и молекулярной физике и их внедрение в учебный процесс», «О построении теории учебного физического эксперимента», «О концепции школьного физического образования»… И среди них – «Современная элита и проблемы трансляции культуры», «От древних греков», «Овидий и Еврипид», «Секрет один – труд»… Да, круг интересов Юрия Аркадьевича очень широк. Но главная любовь всё-таки – теоретическая физика.

Период истории России, на который пришлось детство и юность Юрия Аркадьевича, – это период расцвета физики и космонавтики. Поэтому, наверное, яранский книголюб и стал физиком. Профессором. Учителем. Он мечтает, чтобы дети, которые сегодня изучают физику, пришли завтра в науку, чтобы сделать мир совершеннее. Ведь наука должны не разрушать, а созидать.

Физика и лирика. Эти два начала соединились в душе вятского мальчишки, и вырос из него интеллигентный, эрудированный человек высокой культуры, в основе жизни которого – труд, любовь к своему делу, к миру и по-прежнему к книге.

Ольга Втюрина