Физический факультет сегодня и завтра

 

Физико-математический факультет был в числе первых четырёх факультетов при образовании института. Физический факультет выделился в 1969 году из физико-математического. В настоящее время факультет готовит учителей по специальности «физика и математика».

Физический факультет унаследовал лучшие традиции предыдущего этапа жизни института. Прежде всего, на факультете всегда работал дружный и хорошо подготовленный коллектив преподавателей и сотрудников. И в настоящее время среди 19 преподавателей факультета 10 кандидатов наук и один доктор наук, большинство из них являются выпускниками нашего факультета. Одним из наиболее уважаемых преподавателей факультета и всего института является заведующий кафедрой теоретической физики, доктор педагогических наук, профессор В. В. Мултановский. Вячеслав Всеволодович один из ведущих в нашей стране методистов, автор двух монографий, одна из которых «Физические взаимодействия и картина мира в школьном курсе» получила заслуженную известность среди учителей физики и методистов.

Физический факультет немыслим без его лабораторий. В последнее время все 9 лабораторий существенно обновлены или созданы заново: закуплено новое, более совершенное оборудование, расширены и отремонтированы помещения, улучшена организация проведения занятий. Лаборатория методики преподавания физики ежегодно занимает призовые места в конкурсе лабораторий института. Сейчас оборудуется кабинет школьного типа. Здесь можно поставить любой опыт по школьному курсу физики, познакомиться с организацией работы физического кружка, получить консультацию известных в нашей стране методистов Н. Н. Цвейтовой, Г. А. Бутырского и других.

Традицией факультета является успешная научная деятельность преподавателей и сотрудников: за 10-ю пятилетку опубликовано 4 монографии, сборник научных трудов, более 100 статей в журналах «Физика в школе», «Физика атмосферы и океана», в том числе и за рубежом. Преподаватели факультета ведут исследования в основном по трём темам: физика атмосферы, физика твёрдого тела, методика преподавания физики в школе и вузе.

Мы поддерживаем научные связи с Астросоветом АН СССР, АПН СССР, Главной геофизической обсерваторией им. А. И. Воейкова, педагогическими вузами Москвы и Ленинграда, другими научными и учебными учреждениями. На нашем факультете работают три научные лаборатории: станция наблюдения искусственных спутников Земли, проблемная лаборатория твёрдого тела, лаборатория атмосферного электричества.

Особенно оживилась научная работа на факультете после Великой Отечественной войны с приходом к нам профессора В. Б. Милина: возглавляемая им научная школа дала целую плеяду учёных. Часто с любовью вспоминает профессор В. Г. Разумовский о родном факультете, об интересном времени работы в Татауровской средней школе учителем. Сейчас действительный член АПН СССР В. Г. Разумовский работает академиком-секретарём в президиуме АПН СССР, он также является главным редактором журнала «Физика в школе».

Наш факультет готовит учителей. Их подготовке – наше первейшее внимание и забота. Традиционны на факультете ежегодные конференции молодых учителей, тематические конференции в содружестве с ИУУ, регулярна помощь факультета методическими материалами и т.п. Сейчас можно сказать, что большинство учителей физики в Кировской области – выпускники нашего института. Среди них много заслуженных учителей. Вас известны имена заслуженных учителей школы РСФСР В. Н. Патрушева, директора средней школы № 16 г. Кирова; В. П. Топорова, учителя Синегорской средней школы Нагорского района; А. И. Караваева, учителя Речной средней школы Кумёнского района и многих других. Наши выпускники немало сделали по организации оборудования кабинетов, установления связи физики с сельскохозяйственным производством, организации воспитательной работы.

Новый этап в жизни института и факультета выдвигает и новые задачи. У нас очень много проблем по совершенствованию материальной базы, организации учебной работы, улучшению набора, оформлению и оборудованию лабораторий и кабинетов. Коллектив преподавателей и сотрудников смело ставит вопросы развития факультета и направляет свои силы на их решение. Наша задача – формирование современного учителя физики. И мы её решим.