Эта добрая, умная "Герценка":
мысли к методологическому портрету альманаха
 

Какие у нас есть ресурсы для построения будущего? А только прошлое. Кажется странным, но у человечества есть только два наиболее устойчивых, хотя и неопределённых, состояния – прошлое и будущее. Настоящее – всегда миг, оно процессуально, а не результативно, не ресурс. Герценка, как библиотека, во-первых, хранитель «опыта рода», во-вторых, интерпретатор и транслятор этого опыта, в-третьих, что немаловажно, – некий завод по производству коммуникации. Но не любой, а смысловой, духовной, научной… На этой почве растёт мышление и мировоззрение…

У человека нет другой альтернативы, как быть машиной (биологической, социальной, духовной…) для производства будущего. Отсюда, объяснима фундаментальная потребность понимать, знать, использовать прошлое. Вот почему моё, отчасти случайное, знакомство с изданием «Герценка: Вятские записки», научно-популярным альманахом нашей областной научной библиотеки им. А. И. Герцена, духовно согрело, порадовало усилиями организаторов (созидатель В. И. Морозов, составитель Н. П. Гурьянова, научный редактор В. А. Коршунков), чистым текстом многих авторов, хорошим оформлением.

…Что там, в прошлом, в истории? Что увидеть и что взять? – вот ключевые вопросы любого издания. Первым ответом является структура. У альманаха есть инвариантная и вариативная части. Рубрики: «Библиотека им. А. И. Герцена», «О Вятке и вятчанах», «Из неизданного», «Портреты и судьбы», «Наши раритеты», «Отражения», т. е. основа любого выпуска, – повторяются. Но для живого дела важно иметь варианты движения. Так появляются рубрики: «Наша родословная», «По музейным залам»… И делать это надо смелее, возможно, под интересных авторов или под сегодняшнее событие, как было, например, с рубрикой «Городу Слободскому – 500 лет» (Вып. 7). А если автор многогранен, его тексты разнообразны, то вполне возможен специальный выпуск альманаха. Это может быть интересным, значимым как для автора, так и читателей.

…Что там, в будущем? Что надо увидеть и сориентироваться? – вот необходимые вопросы. Не следует забывать, что работа «Большой Герценки» нацелена в будущее. Какие найти темы и какие им придать формы? – вот проблема. Об этом надо думать.

Суть альманаха, с нашей точки зрения, – интерес и уважение к человеку, человеку ищущему, думающему, страдающему, доброму, результативному… А что выше? Эта суть и задаёт высокий духовный потенциал сборника. И её надо пестовать и растить. И любить не только законченные тексты, но и потенциального носителя этих текстов, «не извлечённого» опыта. Это принцип, он создаёт духовное поле между строчек.

История альманаха уже солидна: двенадцать выпусков, премия Кировской области… Как делают «Герценку»? Идея в 2000 году снизошла, как утверждают, на В. И. Морозова. А организационным мотором в её реализации стал краеведческий отдел и его заведующая (ныне директор) Н. П. Гурьянова. Сейчас процесс стал уже технологией: знающие читатели-авторы приносят статьи, составитель их выстраивает… И вот одна книга за другой...

Книга – не бумага и даже не просто текст. Книга – это авторы. Кто авторы «Герценки»? Вне зависимости от регалий и вклада поклонимся всем им за бесплатную работу, за страсть к познанию и просвещению. В первом ряду, конечно, стоят историки-краеведы, литераторы, библиографы и искусствоведы. Их духовный поиск – основа любого издания. Во втором ряду стоят статьи самого широкого круга просвещенцев, знающих тему людей, аспирантов и студентов. Разве не судьбоносное событие – первая публикация? Этот факт в окружении других строит личность. В третьем ряду люди от «земельки», организаторы процесса, консультанты, редакторы, корректоры, печатники. Их труд – форма, но без формы нет содержания, без адекватной формы нет нужного содержания. А искажённая форма искажает содержание. Вот и их значение.

…Что делать дальше? Вновь смело искать. И быть коммуникатором разных мыслей, людей, деятельностей, понимания, мотивов, времён... Желаю «Герценке», как живому человеку, не быть просто добренькой и сладенькой, жить страстно, смело и достойно. И, помните у Твардовского: «Нет ничего, чтоб раз и навсегда на свете было б выражено словом…»?