Дума об успеваемости

 

Я вновь и вновь перечитываю строчки из заметки студента третьей группы III курса факультета русского языка и литературы А. Галицких «Слово и дело». Перечитываю и радуюсь, что так хорошо продумано и сказано о некоторых наших проблемах.

Когда родителям неуспевающих студентов физического факультета сообщают в письмах об итогах труда их сыновей и дочерей, то в ответах зачастую содержатся лишь ссылки на их взрослость и самостоятельность.

Слово и дело… Два месяца не сдаёт отчёта по педпрактике студент 5 курса физического факультета (специальность «общетехнические дисциплины») В. Гнатюк. Разве плохо ему живётся? Браво, Гнатюк! Браво, студенты четвёртой группы 5 курса!

Семестр и сессия – звучит как причина и следствие. Вот информация декана физического факультета. Очень тяжёлое положение с успеваемостью. Взять специальность «общетехнические дисциплины». На первом курсе 12 студентов не сдали зачёты. Причём, у товарищей Гребенева, Максимова, Ситчихина, Рябова долги по трём-четырём зачётам. Но по сравнению со вторым курсом (эта же специальность) – это идеальное положение. Там же из 42 студентов на 20 января 34 человека имели задолженность. А такие студенты, как Норкина, Путинцев, Староверов, Шевелёв, Шишкин, Сенников, умудрились не сдать по два-три экзамена. На 3 курсе студенты всех групп дружно соревнуются по неуспеваемости под руководством председателя профсоюзного бюро факультета Перфилова (он не сдал 3 экзамена, а в активе ещё и 4 зачёта!). Тридцать один должник на курсе – поистине астрономическая цифра! Спрашивается, что думают товарищи Бревнов, Береснев, Голубева, Герасимов, Зыкин, Мулин, имеющие по два-три провала на экзаменах, не считая зачётов. Впрочем, зачем им думать, лучше сидеть в общежитии и спокойно распивать чаи. Благо опыт есть. И Бревнов, и Береснев, и Голубева, и Герасимов, и Зыкин давно освоили образ должника.

А на других курсах: Чернов (четвёртый), Чернядьев (пятый), Селюнина (второй) и другие тоже из сессии в сессию имеют задолженности.

Несколько лучше дело с успеваемостью на специальности «физика и математика». На пятом курсе должников нет. На втором пока не слишком много – пять.

Вот в основном и вся информация к размышлению, хотя можно ещё много говорить и писать об итогах семестра. Какова же причина таких результатов – вот главный вопрос. Называют пропуск занятий, слабые знания за среднюю школу, частый отзыв с занятий студентов специальности «общетехнические дисциплины и труд» на хозяйственные работы (пользуясь ими, студенты слабо готовятся к практическим занятиям), бессистемная работа в течение семестра и сессии. Н. М. Капустина, В. Ф. Юлов, В. Н. Бакулин и другие преподаватели подчёркивают именно важность работы в течение семестра. На практических, семинарских занятиях выясняются знания студентов, и потом на экзамене их можно лучшие оценить. Тот, кто пропускает занятия, зачастую и не успевает. Причём на лекциях материал может иметь такую интонацию, какой не найти в учебных пособиях. Мораль отсюда настолько ясна, что и говорить неудобно.

Козьма Прутков писал: «Смотри в корень». Студент А. Галицких говорит: «Вот мы в группе живём, существуем можно сказать… Куратор не заходит… А как студент-деточка без куратора?» Значит, всё дело – в отношении к занятиям самого студента.

Есть на физическом факультете и хорошие студенты. Отлично сдали экзамены Ложкина (второй курс), Крамская (четвёртый), Бахтин, Васенина (пятый) и другие. Немало делалось на факультете во время семестра и по работе с должниками: в группах прошли по три-шесть производственных собраний, студенты приглашались на УВК, на заседания кафедры, в деканат. И всё же за неделю до сессии на факультете было 16 должников.

– В чём причина? – задали мы вопрос секретарю партийного бюро факультета С. А. Смирнову.

– Прежде всего, – сказал он, – качество набора, хотя на факультете много делается по пропаганде в школах области нашей специальности. Вот и сейчас готовим к печати небольшую книжечку о нашем факультете. Планируем организовать заочные подготовительные курсы. Но для значимого эффекта необходима и помощь со стороны месткома, парткома, ректората, комитета ВЛКСМ. Отрицательную роль сыграл ещё такой факт: студенты-должники зачислялись в строительные отряды и не смогли вовремя подготовиться и пересдать экзамены.  Большое количество неуспевающих в этом семестре затруднило работу с ними, сказалось на успеваемости других студентов. Партийное бюро факультета вместе с общественными организациями искали новые формы воздействия на студентов, имеющих академическую задолженность. В следующем семестре планируем продолжить работу с кафедрами и со студентами, причём более пристальное внимание будет уделено связи между предметами.

Дума об успеваемости… Это действительно пока дума, а не дело. Очень хотелось бы услышать мнение по этому поводу и самих студентов.