Всеволод Вячеславович из династии Мултановских

страница газеты с материалом

 

Как хорошо, что династии есть! Порою неуловимо, но через них из поколения в поколение передаётся некий уникальный опыт отношения к жизни, к людям, к профессии…

Всеволод Вячеславович Мултановский из шестидесяти лет своей жизни более тридцати отдал подготовке учителей технологии и физики в нашем КГПИ (сейчас ВятГГУ). Его мама, Айме Антоновна, много лет преподавала физику в общеобразовательных школах городов Белая Холуница и Киров. Её отец, дед Всеволода Вячеславовича, был профессором Тартусского университета. Отец нашего героя, Вячеслав Всеволодович, коренной вятич, – учитель физики, директор школы, профессор, признанный в стране учёный-методист. В свою очередь его отец был преподавателем и директором Халтуринского сельскохозяйственного техникума и Кировской школы агрономов.

Всеволод Вячеславович родился и закончил начальную школу в г. Б. Холуница. После обучения в Кировской средней школы № 57 учителя посоветовали ему продолжить образование в престижном столичном вузе. Но Всеволод решил стать  физиком в родном городе. Он решил идти по стопам отца и поступил на физический факультет КГПИ им. В. И. Ленина, который окончили его родители, тётя и где уже учился его брат. Во время учёбы В. В. Мултановский, как ему и положено, был образцовым студентом...

Получив в 1974 году диплом с отличием, Всеволод начал свою профессиональную жизнь на ниве просвещения в Унинской общеобразовательной средней школе. Затем была годичная служба в Советской Армии, после которой его, как своего выпускника, склонного к научно-исследовательской работе и успешного учителя, пригласили на работу в родной Кировский педагогический институт.  Пройдя стажировку и учёбу в аспирантуре по специальности «радиофизика» в МПГИ им. В. И. Ленина, он стал кандидатом физико-математических наук, а позднее – доцентом.

И началась многоаспектная профессиональная работа. Всеволод Вячеславович в разные годы преподавал технологию конструкционных материалов, электро- и радиотехнику, прикладную механику на индустриально-педагогическом, физическом и физико-математическом факультетах… Кроме преподавательской деятельности в 1983–1988 годах заведовал кафедрой общетехнических дисциплин. В то время осуществлялась реформа общего образования, потребовавшая повышения качества подготовки учителей. Его профессионализм, организаторские способности и энергия реализовывались в совершенствовании преподавания, материальной базы и средств обучения для формирования практических умений студентов. При нём были реконструированы мастерские, более половины оборудования для обработки материалов заменено современным и др.  

В 1993–1997 годах он работает деканом индустриально-педагогического факультета (позднее технолого-экономический факультет). Это были годы серьёзного и глубокого реформирования общего и профессионального образования, направленного не демократизацию и личностный подход в обучении. В общеобразовательной школе вместо трудового обучения стали изучать «Технологию». Сердцевиной содержания этой новой образовательной дисциплины, инструментом формирования качеств, необходимых подрастающему поколению для жизни в современных условиях стали учебные проекты. Обучать школьников технологии требовалось не так, как общетехническим дисциплинам и труду. Естественно, и учителей новой специальности – «Технология и предпринимательство» готовить надо было иначе. 

Всеволод Вячеславович со свойственной ему фундаментальностью проявил инициативу и разработал новый учебный план с дополнительной специальностью "Экономика". План обсуждался и был одобрен на совещании-семинаре деканов и заведующих кафедрами ИПФ России, проходившем на базе нашего факультета. Он организовал работу коллектива преподавателей по корректировке имеющихся учебно-методических материалов и созданию новых средств обучения. С целью выработки общих подходов в решении задач реформирования школы по вопросам технологической подготовки Всеволод Вячеславович провёл на нашей базе семинар с учителями трудового обучении (технологии) и руководителями технических профессиональных училищ г. Кирова и области. На нём рассматривались теоретические и методические аспекты обучения учащихся проектной деятельности. По его инициативе и активном участии в 1995 году МП России на факультете была открыта аспирантура. Статус и авторитет кафедры и факультета повысился: «здесь не только учат, но и науку делают»… Около двадцати молодых специалистов, способных к научной деятельности защитили кандидатские диссертации.

Как учёный, Всеволод Вячеславович, много лет активно проводил исследования, в том числе по хоздоговорам с крупной Московской организацией. Он создал лабораторию и организовал изготовление высокоточных технические устройств, необходимых для функционирования радиометров. Зарекомендовал себя не только как физик-экспериментатор, но и как высококвалифицированный специалист по обработке конструкционных материалов. Заработанные значительные средства расходовались для совершенствования материальной базы обучения студентов. Ряд лет он занимался разработкой роторно-лопастного двигателя внутреннего сгорания, в учебных мастерских факультета изготовил и провёл исследования его эксплуатационных характеристик. За оригинальные решения отдельных частей конструкции получил два патента.

Активная жизненная позиция, профессионализм и трудолюбие – вот составляющие успеха любого человека. Но творческий потенциал и жизненная энергия Всеволода Вячеславовича не ограничиваются только профессиональной деятельностью. Всеволод Вячеславович принципиальный и надежный товарищ. Он всегда находит время для общественной работы – более двадцати лет активно работает в производственной комиссии профсоюзного комитета сотрудников университета. А там от вопросов бывает, ох, как жарко.

У Всеволода Вячеславовича развиты необходимые педагогу качества – доброжелательность к людям, высокая профессиональная компетентность, ответственность, высокая требовательность к себе и студентам. И он не жалеет времени на Дело, на помощь, на поддержку…

Он – неутомимый труженик, по наследству от отца признаёт отдых от учебных занятий в общении с природой, в работе на садово-дачном участке. Всеволод не знает, как «открываются двери» в домах отдыха или санаториях. Рыбалку и охоту считает «десертом для души». Для того чтобы добираться по весеннему бездорожью до «семейной» охотничьей стоянки он сконструировал и изготовил транспортное средство на пневматическом ходу.

За преподавательскую деятельность, весомый вклад в совершенствование учебно-методической базы и научно-методическое обеспечение подготовки учителей ОТД и технологии, а также общественную работу Всеволод Вячеславович награждён знаком «Отличник народного просвещения», отмечен благодарностями и Почётной грамотой ЦК профсоюза работников просвещения и науки. Но самый главный и признанный результат его деятельности на ниве просвещения – это установление высокой планки знаний учебного предмета, стремление обеспечить глубокое усвоение его содержания будущими учителям, всемерная поддержка окружающих его людей, находящихся в непростой жизненной ситуации.

Мы с уважением относимся к его жизни и профессиональной деятельности. И желаем ему удачи.

В. В. Колотилов, профессор,
С. А. Смирнов, доцент,
Ю. А. Сауров, профессор