Библиография публикаций,
представляющих творчество В. Г. Разумовского

 

В. Г. Разумовский родился в Кирове (1930 г.), работал учителем физики в Татауровской средней школе Нолинского района (1952–1955 гг.), учился в аспирантуре у великого методиста А. В. Пёрышкина и всегда до мозолей трудился, трудился и трудился. Вятская страсть в познании и преобразовании мира, трудолюбие, смелость в преодолении препятствий позволили Василию Григорьевичу подняться на вершину творческой деятельности и на вершину профессиональной карьеры. В Вятке Василий Григорьевич, по его словам, с раннего детства «почитал «Герценку» храмом науки и культуры, был активным читателем, выписывал нужные книги в Татаурово, был замечен и принят директором библиотеки Клавдией Михайловной Войханской».

В. Г. Разумовский – автор более 400 работ, десятков книг для учителей, под его руководством защищено около 30 диссертаций. Не случайно он один из первых докторов наук по методике обучения физике (1972 г.) стал первым академиком в среде методистов-физиков. Широта души, настойчивость в познании и труде, точный вектор социальной по смыслу деятельности позволяют ему быть первым. Он талантливый организатор коллективных исследований и выполнения коллективных проектов. Достаточно назвать книги серии «Библиотека учителя физики», учебники. Вот и сейчас в разгаре работа по созданию нового учебно-методического комплекта для профильной школы...

Долгие годы В. Г. Разумовский – главный редактор журнала «Физика в школе» (1965–1992 гг.), руководитель всесоюзного семинара «Компьютер и образование» (с академиком Е. П. Велиховым, 1985–1992 гг.), национальный координатор международного исследования по сравнительной оценке знаний школьников по математике и естествознанию (1989–1991 гг.), академик-секретарь Отделения дидактики и частных методик АПН СССР и член Президиума Академии (с 1981 г.), а затем – вице-президент Академии педагогических наук (1989–1992 гг.). В 1989–1991 гг. В. Г. Разумовский был народным депутатом СССР, членом Комитета Верховного Совета СССР по науке, культуре, образованию и воспитанию.

Широта и глубина научной, государственной и общественной деятельности нашего земляка всегда вызывали к нему мой естественный интерес, ведь нормы деятельности надо откуда-то черпать... Так родились приводимые ниже работы (расположение хронологическое). Кратко опишем их.

1. Сауров, Ю. А. Генерализация знаний о взаимодействии физических объектов на основе энергетического описания / Ю. А. Сауров, В. Г. Разумовский // Физика в школе. – 1980. – № 3. – С. 48–53.
Первая совместная статья. Запомнился факт: Василий Григорьевич, доктор наук и профессор, вычеркнул своё имя и поставил моё имя, аспиранта, на первое место в статье.

2. Разумовский, В. Г. Учитель учителей : [беседа с действ. членом АПН СССР, профессором, д-ром пед. наук, нашим земляком В. Г. Разумовским, выпускником физ. фак. КГПИ / записал Ю. А. Сауров] // Киров. правда. – 1985. – 23 апр. (№ 94). – С. 4 : фот.

3. Патрушев, В. Он наш земляк / В. Патрушев, Ю. Сауров // Учит. газ. – 1988. – 15 дек. (№ 148). – С. 2. – (Письмо в защиту академика В. Г. Разумовского).

4. Разумовский, В. Г. Школа и наука : быть ли союзу? : [беседа с акад. В. Г. Разумовским / записал Ю. А. Сауров] // По ленин. пути. – 1988. – 6 дек. (№ 38). – С. 1 : фот. ; 20 дек. (№ 39). – С. 2.

5. Разумовский, В. Г. Наука и школа : быть союзу : [беседа с акад.-секретарём АПН СССР В. Г. Разумовским во время пребывания в г. Кирове о проблемах современной школы / записал Ю. А. Сауров] // Киров. правда. – 1989. – 5 янв. (№ 4). – С. 1 : фот.

6. Все приоритеты – развитию личности : [беседа с действ. членом АПН СССР, руководителем науч. программ, кандидатом в нар. депутаты СССР В. Г. Разумовским о впечатлениях после поездок в США, Англию, Францию и др. страны, размышления об уровне развития пед. науки в СССР и за рубежом / записал Ю. Сауров] // Комс. племя. – 1989. – 11 марта (№ 10). – С. 6 : фот. – Подп.: Ю. Швецов.

7. Разумовский, В. Г. Школа – вечный источник духовности : [беседа с вице-президентом АПН СССР, нар. депутатом СССР В. Г. Разумовским о концепции содержания базового среднего образования / записал Ю. А. Сауров] // Пед. ведомости : газ. вят. учительства. – Киров, 1991. – 20 марта (№ 7). – С. 2 : фот.

8. Патрушев, В. Н. Вятская научная школа методистов-физиков: факты и мысли о становлении / В. Н. Патрушев, Ю. А. Сауров ; под ред. Ю. А. Саурова ; ВятГПУ, Науч. лаб. «Моделирование процессов обучения физике». – Киров, 1997. – 98 с. 
В специальном параграфе «Личность и творчество профессора В. Г. Разумовского» раскрывается влияние учёного на деятельность вятской научной школы методистов-физиков.

9. Сауров, Ю. А. Принцип цикличности / Ю. А. Сауров // Учебная физика. – 1998. – № 3. – С. 76–78.
Одна из первых специальных статей, непосредственно посвящённых принципу цикличности.

10. Патрушев, В. Н. Познание жизни и науки : о творчестве проф. В. Г. Разумовского / В. Н. Патрушев, Ю. А. Сауров ; под общ. ред. Ю. А. Саурова ; ВятГПУ, Науч. лаб. «Моделирование процессов обучения физике». – Киров, 1999. – 109 с.
В книге раскрывается личность известного педагога-исследователя, нашего земляка В. Г. Разумовского.

11. Сауров, Ю. А. «Во всём мне хочется дойти до самой сути…» : [о творчестве проф. В. Г. Разумовского] / Ю.А. Сауров // Учебная физика. – 2000. – № 1. – С. 3–7.
Статья написана к 70-летнему юбилею нашего земляка, представляет обобщённый взгляд на его научное творчество.

12. Школа – вечный мой собеседник / Ю. А. Сауров // Пед. ведомости. – 2003. – 25 дек. (№ 14). – С. 3.
О поездке на юбилей Татауровской средней школы Нолинского района, размышления о судьбе школы, об участии в празднике академика РАО В. Г. Разумовского.

13. Разумовский, В. Г. Деятельность преподавания как стратегический ресурс образования / В. Г. Разумовский, Ю. А. Сауров // Наука и школа. – 2004. – № 6. – С. 2–9.
В статье теоретически осмысливается значение деятельности преподавания учителей как ведущего ресурса развития образования, приводятся примеры из опыта деятельности учителей Кировской области.

14. О будущем надо думать… / Ю. А. Сауров // Педагогика. – 2005. – № 8. – С. 118–120. – Рец. на кн.: Инновации в преподавании физики в школах за рубежом / В. Г. Разумовский. – Новосибирск, 2005. – 185 с.
Монография на материале содержания обучения физике ведущих западных стран раскрывает значение методологии в реформировании обучения физике. В рецензии делается акцент на социальное значение рассматриваемых ресурсов обучения физике.

15. Сауров, Ю. А. О границах применимости принципа цикличности / Ю. А. Сауров // Учебная физика. – 2005. – № 2. – С. 134–144.
Одна из первых статей, в которой ставится и раскрывается значение границ применимости методического знания на примере принципа, предложенного В. Г. Разумовским.

16. Академик РАО В. Г. Разумовский: поиск истины в познании и просвещении / Ю. А. Сауров // Герценка : Вят. записки : [науч.-попул. альм.]. – Киров, 2005. – Вып. 9. – С. 151–153.

17. Разумовский, В. Г. О проблеме факта в педагогике и психологии / В. Г. Разумовский, Ю. А. Сауров // Наука и школа. – 2005. – № 1. – С. 49–53.

18. Разумовский, В. Г. Жизнь в физическом образовании, или Решение задач / В. Г. Разумовский, Ю. А. Сауров // Физика в школе. – 2007. – № 3. – С. 78–79.
В совместной обобщающей и оценочной статье о творчестве профессора В. А. Орлова раскрывается смысл деятельности известного методиста-организатора физического образования в нашей стране.

19. Разумовский, В. Г. Научный метод познания в школьном образования как величайшая духовная ценность / В. Г. Разумовский, Ю. А. Сауров // Диалог культур и цивилизаций в глобальном мире : VII Междунар. Лихачёвские науч. чтения. – СПб. : Изд-во СПбГУП, 2007. – С. 445–447.
Методология познания, чётко выделенная на материале физики и представленная в обучении, имеет общее гуманитарное значение – основной пафос статьи и доклада.

20. Разумовский, В.Г. Технология развития способностей школьников самостоятельно учиться, мыслить и действовать / В. Г. Разумовский, В. А. Орлов, Ю. А. Сауров, В. В. Майер // Физика в школе. – 2007. – № 6. – С. 50–55.

21. Сауров, Ю. А. Думать надо социально, дальновидно... : размышление о книге // Физика : метод. газета. – 2007. – № 22. – С.47–48.
Рецензия-размышление о монографии В. Г. Разумовского и В. В. Майера «Физика в школе : науч. метод познания и просвещения» (М. : ВЛАДОС, 2004).

22. Сауров, Ю. А. Принцип цикличности в методике обучения физике : ист.-методолог. анализ : моногр. / Ю. А. Сауров ; Науч. лаб. «Моделирование процессов обучения физике». – Киров : Изд-во ИПК и ПРО, 2008. – 224 с.
В монографии раскрывается историко-методологический смысл принципа цикличности в дидактике физики; впервые целостно показана жизнь методического знания.

23. Разумовский, В. Г. Общемировые тенденции развития школьного физического образования / В. Г. Разумовский, Ю. А. Сауров // Настоящее и будущее физико-математического образования : материалы докл. республ. науч.-практ. конф., 25 окт. 2008 г. – Киров, 2008. – С. 17–21.
Текст общего доклада на республиканской конференции в связи с 20-летием Кировского физико-математического лицея.